АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Персональный пассажирский дрон — транспортное средство будущего?

SnowstormМечтаете о небе, но частный самолет кажется вам слишком банальным решением? Обозреватель BBC Future заинтересовался изобретением сингапурских студентов, которые предложили свой вариант ответа на этот вопрос.

Популярность беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или дронов, как их еще называют, растет — их применяют в самых разных целях, от доставки заказанных через интернет покупок до проведения аварийно-спасательных работ.

К сокращению БПЛА все уже привыкли. А как насчет ППД — персонального пассажирского дрона (personal passenger drone, PPD), то есть небольшого электрического пропеллерного воздушного судна, которым управляет или находящийся на борту пассажир, или наземный оператор?

Концепция ППД отличается от понятия БПЛА в современном его понимании, и если эксперименты, проводимые сейчас в данной области, увенчаются успехом, это может привести к возникновению отдельной категории летательных аппаратов.

Это уже не дрон, а нечто новое.

Один любопытный пример ППД разрабатывается группой студентов из Национального университета Сингапура. Одноместный летательный аппарат окрестили Snowstorm («Буран»).

Дрон в полете

Как и обычный дрон, Snowstorm обладает определенными способностями к самостоятельному принятию решений

Snowstorm внешне выглядит как увеличенная в размерах радиоуправляемая игрушка-мультикоптер (аппарат вертолетного типа с несколькими несущими винтами, частным случаем которого является квадрокоптер).

На шестигранной раме закреплены 24 двигателя с пропеллерами. Снизу к раме крепится пятиточечная подвеска для пилота, под которой располагается шасси, представляющее собой несколько надувных шарообразных баллонов, призванных обеспечить мягкую посадку.

С целью уменьшения взлетной массы конструкция аппарата выполнена из алюминия, углеволокна и кевлара.

Как следует из этого видеоролика, предварительные летные испытания, проводившиеся в помещении, продемонстрировали потенциал аппарата.

Восьми студентам потребовался год на постройку «Бурана» в рамках университетской программы Frogworks, цель которой – «привлечение студентов к разработке и конструированию экологически чистых любительских летательных аппаратов».

В нынешнем варианте Snowstorm способен удерживать в воздухе пассажира весом около 70 кг в течение максимум 5 минут.

Большинство из нас за это время из дома на работу не доберется, но юные инженеры объясняют, что на данном этапе аппарат представляет собой скорее аттракцион для закрытых помещений, нежели персональное транспортное средство, способное заменить собой автомобиль.

«По нашему мнению, любительская авиация к электрической революции готова, — говорит доцент Мартин Хайнц, который помогает студентам в реализации проекта. — Мы хотим принять в ней участие».

«Snowstorm — это лишь начало. Мы уверены в том, что значительная часть сообщества любителей сверхлегкой авиации в течение нескольких следующих лет перейдет на электрические летательные аппараты. Это очень захватывающая перспектива».

Snowstorm не является полностью автоматическим аппаратом, но в нем используется применяемое в БПЛА программное обеспечение для поддержки основных функций пилотирования, таких как автоматическое сохранение высоты полета.

Контроль мощности двигателей вручную осуществляет пассажир; он же задает курс, управляя аппаратом по тангажу и крену.

Если что-то пойдет не так, команда наземных операторов может прервать полет, и дрон опустится на землю — остается надеяться, что посадка окажется мягкой.

Сейчас студенты готовятся к публичной демонстрации своей разработки на лондонском форуме инноваций Founders Forum, который пройдет в июне.

«Нам удалось найти финансирование для разработки усовершенствованного варианта аппарата, который мы сейчас собираем и готовим к испытаниям», — говорит Хайнц.

Пока что летные испытания  Snowstorm проводятся в помещении, а сам аппарат при этом крепится к земле тросом

Пока что летные испытания Snowstorm проводятся в помещении, а сам аппарат при этом крепится к земле тросом

Snowstorm – не единственный аппарат, разрабатываемый в категории ППД.

Так, например, китайская компания EHang в начале этого года продемонстрировала на ежегодной международной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе полностью автоматический дрон EHang 184.

Он способен перевозить одного пассажира на расстояние примерно в 16 км и находиться в воздухе в течение около 23 минут.

Однако прежде чем EHang сможет вывести свою автоматическую разработку на рынок, компании предстоит преодолеть немало трудностей.

Необходимо проделать огромную работу по усовершенствованию программного обеспечения автопилота, а сам аппарат должен будет пройти жесткую процедуру сертификации на соответствие требованиям безопасности во многих странах мира.

Показательно, что демонстрационных полетов на выставке в Лас-Вегасе китайский дрон не совершал — при отсутствии специальной сертификации в США это было бы незаконно.

Вслед за полуавтоматическим аппаратом Snowstorm на рынок могут поступить полностью автоматические персональные дроны.

Каково же это будет — летать на подобных аппаратах?

По словам Хайнца, отчетов из первых уст придется какое-то время подождать. Пока что наработанный командой опыт реального пилотирования Snowstorm весьма скромен.

Однако создатели аппарата рассчитывают на то, что его июньская публичная демонстрация придаст новый импульс дальнейшей работе над проектом.

«Мы готовимся к серии масштабных летных испытаний усовершенствованного образца, которая будет проведена в мае, — говорит Хайнц. — Мы обучим группу пилотов, у которых потом можно будет узнать об их впечатлениях от полетов».

http://www.bbc.com/russian/science/2016/06/160601_vert_fut_new_kind_of_aircraft.shtml