Одна из тенденций, которую следует отметить по Казахстану — это достаточно высокий уровень урбанизированности населения. После административных реформ, которые у нас произошли, 52-53% населения считается городским, остальная часть населения — сельская. Конечно, для высокоразвитых государств уровень урбанизированности населения составляет 70-80%. Казахстан не в их числе, но по сравнению с бывшими аграрными странами 53-55% урбанизированности — достаточно хороший показатель, причем он стремительно увеличивается в период экономических преобразований.
Что дала миграция городской жизни? Это и перенаселенность в южных регионах страны, недонаселенность в северных регионах. И городская инфраструктура, которая не помещает всех желающих жить в городе, это касается крупных городов — Астаны, Алматы. Сегодня центр притяжения — Западный Казахстан, Актау и Атырау, инфраструктура которых не рассчитана на такое количество прибывающего населения, желающего найти работу, устроиться, привезти семью. Возникает много социальных вопросов.
Но с точки зрения социально-культурных взаимоотношений мы видим, что ценностные основы нашего общества переходят в город. Простой пример — жилые кварталы в городах. Сегодня мы отмечаем рост рождаемости детей, и для того, чтобы среднее поколение могло работать, они привлекают из села своих родителей, которые тоже теперь живут в городе. То есть, уже три поколения живут в городе, два из этих поколений — выходцы из села, бабушки, дедушки и родители.
Молодое поколение, те, кто родились в городе, в условиях воспитания своих бабушек и дедушек ментально, ценностно сохраняют традиционную систему взаимоотношений — к семье, к обществу и так далее. Это один из позитивных моментов, которые мы сегодня наблюдаем в ценностно-ментальных установках нашего населения. Конечно, говорить о трудностях можно, и они явные – проблемы поиска работы, занятости, хорошего образования в селе, доступа к медицинским услугам. Населенные пункты, которые сегодня остаются практически пустыми для Казахстана — это тоже реальность.
В силу того, что население находит более выгодные условия проживания, оно меняет место своего жительства. И правительство пошло на то, чтобы в плановом порядке переселять людей, которые остались в единичных случаях в каких-то населенных пунктах. Их переселяют в районные центры, более крупные аулы укрупняются. Но здесь двойная проблема: с одной стороны, государство не может обеспечить элементарную инфраструктуру для этих людей, которые остаются вне социального поля, с другой стороны — население практически уходит с приграничных регионов, особенно с северных и восточных регионов Казахстана, и это проблема уже национальной безопасности. Поэтому политика равномерного расселения казахстанского населения, «притягивания» к северным и восточным регионам — самая правильная на сегодняшний день.
Еще один момент — градообразующие процессы. Села остались и в момент экономического кризиса подверглись очень сильным разрушениям, потому что изменилась сама структура хозяйствования, изменилось право собственности. Сегодня, даже находясь в селе, человек, который хочет заняться сельским хозяйством, не всегда имеет такую возможность. Имеют такую возможность крупные хозяйства, которые встали на ноги еще в конце 90-х — в начале 2000-х, и они сегодня являются крупными хозяйственниками. Для села это вообще мировая практика развития агропромышленного бизнеса. Может, много хозяев и не надо, должны быть крупные поставщики — они сегодня актуальны в условиях взаимодействия в едином Евразийском экономическом союзе.
В ситуации продовольственной недостаточности на рынке России Казахстан однозначно должен быть на нем поставщиком. Но объемы казахстанского сельхозпроизводства не позволяют нам закрыть эту потребность даже для российского рынка. Здесь нужно думать о программах, которые бы поставили на ноги, развили агропромышленный бизнес, например, программа «КазАгро» и другие.
Я думаю, что здесь есть проблема, касающаяся сельского населения, которое сегодня осталось практически неработоспособным — эта та категория, которая остается на селе экономически пассивной. И она сегодня, к сожалению, стала потребителем услуг города, хотя эти отношения должны быть взаимными. Сегодня город практически снабжает село продовольствием. Сельчане едут в город за продуктами питания — этого не должно быть вообще. Выстраивается перераспределение, уже в семьях, в регионах по доходности, по уровню жизни: высокий уровень жизни, средний, низкий — разница в регионах у нас тоже есть, и она очень заметна. Эта проблема сегодня приводит к дифференциации общества по уровню доходов, соответственно, отсюда возникают вопросы социального плана.
Наши специалисты выдвигали мнение, что казахстанское население должно быть высокоурбанизированным, потому что у нас огромная территория, и должны быть ключевые центры, в которых будет сосредоточено население, рабочие места, сферы услуг — это позволит экономике работать более динамично. Именно с этой целью Президент и предлагает строить крупные агломерации, которые бы создавали такие условия для жизни людей. И, собственно, то распределение, которое уже сложилось в сфере экономики на селе — это крупные фермеры, это крупные владельцы земли, которые сегодня являются основными поставщиками зерна, мяса, хлеба — они должны усиливаться и выходить на рынок. Но другое дело — как развивать сферу услуг в селе, где совершенно не емкий рынок, который не позволяет широко развернуться и получать большие прибыли.
Я думаю, что село могло бы привлекать молодежь — в период перестройки экономики мы увидели, что на сегодняшний день в селах элементарно не хватает ветеринаров, врачей, фельдшеров, учителей в школах. Это постоянно востребованные специальности на селе. Когда система образования перешла на рыночные рельсы, она автоматически стала готовить экономистов, бухгалтеров, юристов — те специальности, в которых нуждались на тот момент. Но сегодня происходит спад спроса на эти специальности, а по сельским специальностям спрос возрастает.
Поэтому программа «С дипломом – в село» сработала — молодежь, которая получила диплом и приехала в село, получила поддержку. Конечно, можно говорить о размерах, об объемах и так далее, но местные власти, которые схватились за эту идею, смогли создать условия и удержать специалистов, остались в выигрыше. И молодая семья, которая, допустим, получив образование в Астане и создав семью в Алматы, столкнулась с проблемами жилья и заработной платы, решила поехать в село по этой программе — не осталась в проигрыше.
Никакой молодой специалист не будет зарабатывать то, что зарабатывает специалист со стажем. Другое дело, когда молодежь хочет получить всё и сразу — когда хотят иметь красный диплом и с этим дипломом тут же хотят получить хорошую должность, естественно, с хорошим уровнем оплаты. Нет. Поэтому Президент ставит задачу — «общество всеобщего труда». И надо идти по ступеням для повышения квалификации. Когда эта система будет работать на примере одной, другой программы — все заработает.
Другое дело, что когда специалист вырастает на селе и получает там опыт — он хочет приехать в город, естественно, он хочет расти. Но при этом ему надо поставить задачу, чтобы он вырастил своих учеников, которые бы за ним сюда приехали. В наше время работают социальные, корпоративные связи, ими надо пользоваться. И, на самом деле, хорошие руководители на селе будут создавать условия для таких специалистов. И это факт на сегодня — если посмотреть список востребованных специальностей, то, еще раз говорю, это ветеринары, это врачи, это учителя. Рыночной стоимости этих специальностей нет – и, соответственно, нет заинтересованности в подготовке этих кадров. Поэтому и государственные гранты сегодня стали больше выделяться для таких специальностей, которые могли бы пойти в село.
Я хотела бы привести в пример один проект, который поддерживается Ассамблеей народов Казахстана, называется «Туған жерге тағзым», то есть «Поклонись родной земле». Этот проект собирает всех выходцев из села, из района — и каждый, кто отсюда вышел, кто здесь родился, должен сделать доброе дело для своей малой Родины. Это очень хороший пример, который существует в наших регионах. И, вы знаете, люди хорошо откликаются на этот призыв. Сегодня мы уже исчерпали патерналистское отношение к государству — что оно должно провести воду, создать инфраструктуру и так далее. Но ведь сегодня казахстанский бизнес уже встал на ноги, многие выходцы из села помогают ему. То есть, как я уже говорила, эта ценностная составляющая очень мощная. И ею надо воспользоваться, чтобы село окончательно не пришло в упадок в полном смысле слова — такое количество мы однозначно не сохраним.
Сегодня мы видим своими глазами, как села на наших глазах разрушаются. И люди не хотят туда ехать, потому что не то время и не те затраты, которые позволяли бы там жить. Поэтому оптимизация в любом случае произойдет. Но и стремление молодежи получить жилье, хорошую работу именно в условиях сельской местности нужно поддерживать и развивать. Конечно, такая пропорция сельское-городского населения, как 47 на 50, не будет сохраняться. Всё-таки города растут, население перемещается и второе, третье поколение всё-таки стараются обучать в городах. Нужно усиливать внимание не только к городу, но и к селу.
В сельских школах сегодня остаются по трое, по четверо, по пятеро детей, поэтому где-то школы вынужденно закрываются, делаются малокомплектными, неполными, при этом качество сельского образования падает. И дети, которые заканчивают сельскую школу, сегодня не могут конкурировать с детьми, которые закончили городскую школу, а это — самый важный показатель для родителей. Исходя из этих интересов дети, конечно, будут обучаться и оставаться в городах – это объективный процесс. Другое дело, что мы не должны терять те базы, которые у нас есть, мы должны их развивать. И избыточную трудовую силу, которая у нас есть, направлять именно в эти сектора.
http://today.kz/