— Да, Марченко — сильный специалист, чего никто не отрицает. Но и у сильных профессионалов бывают ошибки, — прокомментировал ИА Zakon.kz отставку главы Нацбанка депутат Мажилиса Азат Перуашев, — Например, поведение его во время пенсионной реформы, когда фактически всю разъяснительную часть свалили на Министерство труда и социальной защиты, хотя этот проект был Правительства и Национального банка. Президент, кстати, это очень четко подчеркнул. Он (президент — ред. ) сказал, что дал негативную оценку работе Правительства и Национального банка по разъяснению и проведению пенсионной реформы. Мы же видели много раз, когда при обсуждении в Парламенте мы задаем вопросы Нацбанку, а господин Марченко заявлял: «Это не моя идея, и я вообще не считаю, что это нужно». Если ты не считаешь это нужным, зачем ты вносишь эти вещи? Наверное, есть и личные моменты для принятия этого решения со стороны Григория Александровича. Здесь, наверное, сыграла и та причина, которая официально указана: «семейные обстоятельства».
Лидер парламентской фракции партии «Акжол» считает, что Григорий Марченко причастен и к «провалу» реформы системы пенсионных накоплений.
— При обсуждении пенсионной реформы, например, мы (депутаты от партии «Акжол» — ред.), указывали на то, что ответственность за провал предыдущей пенсионной реформы, которая шла с 97-го года, разделяет в том числе и Марченко, — говорит мажилисмен. — У нас была масса претензий к частным пенсионным накопительным фондам, поскольку они работали непрозрачно, практически все были в последнее время в «минусе», и это вызывало серьезные опасения по поводу сохранности (пенсионных накоплений – ред.). Эти угрозы и риски были, в том числе из-за слабой работы со стороны Национального банка как регулятора. При ликвидации этих угроз и рисков Нацбанк пошел вообще на крайние меры. Он целиком отказался от конкуренции, свел все в единый фонд. Я тогда предлагал рассматривать это как временную меру, с тем, что когда мы обеспечим все-таки сохранность, защитим накопления граждан, затем все-таки вернем к конкуренции в виде 3-х или 5-ти пенсионных фондов, которые предлагали бы гражданам выбирать между разными моделями управления их активами.
По мнению Азата Перуашева, отдельного рассмотрения требует вопрос о позиции структурного подразделения Национального банка – Комитета по контролю и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями – относительно процесса вывода финансов из Казахстана в оффшорные зоны.
— Вывод из нашей страны огромных капиталов по разным надуманным проектам в виде кредитов: необеспеченных, сомнительных и т.д. Это тоже вопрос вытекания наших казахстанских денег в оффшорные зоны, которые требуют отдельного рассмотрения. Я, например, считаю, что не Марченко, а Нацбанк, как институт, в который сегодня вошло бывшее АФН, которое осуществляет надзор за деятельностью банков второго уровня, за это ответственен, — высказался Азат Перуашев.
Но, пожалуй, главным просчетом в работе экс-главы Национального банка депутат Перуашев называет продолжающиеся изъятия из Национального фонда.
— Есть и другие вещи, по которым у меня имеется неудовлетворенность его работой. Это вопросы управления Национальным фондом. Посмотрите, что у нас происходит. Мы впервые залезли в Национальный фонд, который создавался как подушка безопасности в период кризиса. Заявляем со всех трибун, что кризис уже закончился, а изъятия продолжаются. Мы называемых их целевыми трансфертами, разными красивыми словами. Но, вообще-то, если брать Норвегию, чей опыт мы взяли за пример, там фактически из фонда ничего не берется, там бюджет работает сам по себе. И президент ориентирует нас на принципы ненефтяного бюджета, с тем, чтобы нефтяные накопления шли именно в Национальный фонд.
Мажилисмен отметил, что новый глава Нацбанка Кайрат Келимбетов заступил на должность в достаточно сложное время для финансовой системы всего мира.
— Непростой период ожидает нас впереди. Я имею ввиду глобальную финансовую ситуацию, неизвестно как поведет себя доллар, евро, вообще мировые валюты в данной ситуации. С другой стороны, наша страна должна быть гарантирована от рисков не только персоналиями, но и самой системой, которая на сегодня сложилась. Система государственного управления устоялась, и я думаю, что при правильном распределении ресурсов и ответственном подходе любого госслужащего, в данном случае, уже господина Келимбетова, эти риски нам необходимо преодолевать.
Айнур Коскина, Астана