В Алматинской области полным ходом идет реконструкция автомобильной дороги, соединяющей южную столицу с областным центром – Талдыкорганом. Работы ведутся в соответствии с графиком, и ожидается, что к концу года будет полностью готов 80-километровый участок Алматы – Капшагай.
Казахстан постепенно становится государством, обладающим качественными автомобильными дорогами. Этому вопросу со стороны государства теперь уделяется особое внимание. Достаточно вспомнить о строительстве Евразийского трансконтинентального моста, который соединит по суше восточноазиатское побережье Китая и страны Европейского Союза. Это позволит укрепить транзитные позиции нашей страны, повысить степень экономической устойчивости, а также теснее сблизит между собой все страны евразийского континента. Успешно форсировав внутреннюю индустриализацию, Казахстан закономерно стал внедрять в своем народном хозяйстве современные технологии. В частности, в строительстве и реконструкции автомобильных дорог.
Начнем с того, что, согласно государственной программе «Нұрлы жол», до 2020 года работами по реконструкции и строительству должны быть охвачены автомобильные дороги страны общей протяженностью 7 100 километров. На эти цели из Национального фонда РК и средств международных финансовых институтов выделяются 2,3 триллиона тенге.
В числе проектов, реализуемых в Алматинской области, — автомобильные дороги Алматы — Астана, Алматы — Усть-Каменогорск, Алматы — Хоргос и Ушарал — Достык. На нужды дорожного строительства региону выделяется самое крупное финансирование в республике. Только в этом году на эти цели область получила почти 48 миллиардов тенге.
Автодорога Алматы — Усть-Каменогорск, проходящая через Талдыкорган является одной из наиболее важных республиканских магистралей, по которой обеспечиваются как внутригосударственные, так и международные грузопассажирские перевозки. Она является частью транзитного коридора, соединяющего страны Центральной Азии с Россией. Согласно утвержденному плану строительства, до конца нынешнего года должно быть введено в эксплуатацию 98 километров автострады. Для этих целей, согласно официальным данным, мобилизовано свыше 1 100 единиц техники, в числе которых асфальтоукладчики, бетоносмесительные и дробильно-сортировочные установки, самосвалы, грейдеры, экскаваторы, бульдозеры. На строительных работах создано 2,4 тысячи рабочих мест со средней заработной платой от 90 тысяч до 300 тысяч тенге.
Данный проект реализуется силами собственных высококвалифицированных инженеров, способных проектировать и строить автомобильные дороги по международным стандартам. В районах, по территориям которых проходит автомагистраль, проживают почти 400 тысяч человек, жизнь которых кардинально изменится по окончании строительства. Это объективно, поскольку программа «Нұрлы жол» оказывает огромный мультипликативный эффект на смежные сферы: придорожный сервис, транспортно-логистические центры, обустройство современных кемпингов, торгово-развлекательных зон, пунктов медицинской помощи, общепита, станций технического обслуживания автомобилей, заправочных станций. Это придаст стимул развитию туризма и малого бизнеса, обеспечит рост экономики, что в свою очередь благотворно скажется на социальном самочувствии местных жителей.
Как обещают специалисты, занятые на этой ударной стройке, ввод в эксплуатацию всего участка автодороги Алматы – Талдыкорган ожидается к началу 2017 года. Однако уже в разгар реконструкции было принято решение продолжить строительство магистрали нового типа вплоть до Усть-Каменогорска. Во-первых, это вызвано необходимостью соединения между собой крупнейшего финансового и крупнейшего промышленного центров страны. А во-вторых, качественное дорожное покрытие в разы увеличит поток туристов на озеро Алаколь. Причем, как из Алматинской, так и из Восточно-Казахстанской области.
Впрочем, об этом не раз говорили в ходе многочисленных пресс-туров, организованных с целью освещения хода строительства, представители национальной компании «КазАвтоЖол» и работники предприятий-подрядчиков. На сегодняшний день известно, что строительно-монтажные работы ведутся в соответствии с графиком, и скоростная автомагистраль типа «автобан», с каждым днем становится длиннее.
— На участке Алматы – Капшагай работы ведутся силами компаний «Казахдорстрой», «Жетысу Жолдары», «К-Дорстрой» и «Найза-Курылыс», — говорит инженер-строитель Михаил Тертышный. – На сегодняшний день на данном участке практически завершены земляные работы, за исключением одного небольшого отрезка. На большей части участка уложено твердое цементобетонное покрытие, на 80 процентов готовы мосты, путепроводы и развязки. Также проложена система водоотвода. Хочу отметить, что в строительстве почти полностью, за исключением отдельных моментов, используются отечественные строительные материалы. Суспензию для дорожного покрытия изготавливают мобильные цементобетонные и асфальтобетонные заводы. Детали для мостов и развязок – местный завод металлических конструкций. Работы ведутся круглосуточно. Для работников разбиты полевые станы со всеми условиями, и трехразовым питанием. Рядом с объектами расположен вахтовый городок для рабочих с общежитием и столовой.
По словам Михаила Тертышного, качество возводимой автомагистрали будет полностью соответствовать международным стандартам. А по сопутствующей инфраструктуре и оборудованию трасса Алматы – Капшагай будет аналогична автодороге Астана – Боровое с максимальной разрешенной скоростью 140 километров в час. Дорога рассчитана на трафик в 61 тысячу автомобилей в сутки. И еще один немаловажный момент. Проезд по участку Алматы – Капшагай будет платным.
Среди граждан Казахстана бытует мнение, что при строительстве и ремонте автомобильных дорог те, кто этим занимается, не выдерживают нормы толщины твердого покрытия. Иными словами, не докладывают несколько миллиметров асфальта, тем самым понижая качество и сокращая срок службы дорожного полотна. Об это мы и спросили нашего собеседника.
— На всем протяжении строящейся дороги все процессы, начиная от устройства земляного полотна до укладки твердого покрытия проверяют специальные лаборатории, сотрудники которых могут приехать на любой участок в любое время совершенно неожиданно, — говорит он. — Они же проводят испытания строительных материалов. Каждый участок трассы контролируют инженерные службы по надзору. В соответствии с новыми стандартами толщина дорожного покрытия увеличена. Строительство ведется по новой технологии, в соответствии с которой на земляное полотно укладывается многослойное износостойкое покрытие, исключающее механических износ и устойчивое по отношению к воздействию на него природно-климатических факторов. Срок службы цементобетонной конструкции – 20-25 лет без капремонта. Все приезжающие комиссии лично убеждаются в высоком качестве новой дороги.
Если между Алматы и Капшагаем работают казахстанские компании, то на протяженном участке от Капшагая до Талдыкоргана можно встретить иностранцев. В некоторых местах строительство автомагистрали доверено итальянской «Todini» и турецкой «Sinemidas». Примерно на 101-м километре цементобетон заканчивается и начинается асфальтобетонное покрытие, также рассчитанное на увеличенные нагрузки. Помимо иностранцев здесь работают «Талдыкорган жолдары» и «Капшагайский мостоотряд».
— После Капшагая дорога становится уже на две полосы, — продолжает Михаил Тертышный. – Стоит обратить внимание на то, что участок, проходящий через перевал Архарлы, известный своей коварностью, в особенности в зимнее время, реконструирован до неузнаваемости. Раньше дорога через перевал, во-первых, заметно сужалась. Во-вторых, включала в себя девять опасных виражей. Сейчас она практически прямая с несколькими плавными поворотами, а ширина проезжей части остается такой же, что и по всей протяженности – соответствующей первой категории. Проще говоря, четырех полосной. Таким образом участок, проходящий через перевал, сделан максимально безопасным. Для того, чтобы этого добиться, на перевале велись взрывные работы. Мы в буквальном смысле свернули горы для того, чтобы ехать тут было безопасно.
По словам Михаила Тертышного, при этом движение по автостраде не прерывалось.
— Закрыть движение и пустить транспорт в объезд на этом участке невозможно, поскольку здесь гористая местность, — говорит он. – Поэтому было принято решение разделить все работы на отдельные этапы. Таким образом, пока прокладывали одну половину дороги, движение пускали по другой. Было, конечно же, неудобно. Но это временные трудности. Зато все это сейчас оправдано. И ехать через перевал – одно удовольствие.
Стоит отметить, что по окончании строительства участок автодороги Алматы – Талдыкорган будет сокращен почти на 60 километров. Тем самым на преодоление расстояния между двумя городами, по словам специалистов, будет уходить в среднем 2,5 часов, вместо 3,5, что были раньше.
— Да, вы правы, — отвечая на наш вопрос, говорит Михаил Тертышный, — От поселка Алгабас Коксусского района автодорога уходит правее, доходя до самого районного центра – поселка Балпык. Этот участок спроектирован и строится с нуля там, где никто никогда не ездил. Через водные преграды уже проложены мосты. Осталось соединить этот отрезок с основным участком. Но это произойдет, когда он будет полностью готов.