АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Петр НИЛОВ. Первым делом, первым делом — вертолеты

вВ Алматы на базе АО «Авиаремонтный завод № 5» идет подготовка к серийной производственной сборке легкого многоцелевого вертолета «Ка-226Т». Продукт будет маркирован лейблом «Сделано в Казахстане». Проект реализуется в соответствии с государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития.

Максимальная безопасность, исключительная точность зависания, превосходная маневренность и управляемость, колоссальная энерговооруженность, неприхотливость в эксплуатации, простота обслуживания, компактность. Все это – легкий многоцелевой вертолет «Ка-226Т», производство которого уже вскоре будет налажено в республике Казахстан.

Вертолеты российского производства в различных отраслях нашей страны используются уже много лет. Быстро растущий казахстанский рынок — один из самых важных и привлекательных для российских производителей авиатехники. А многолетнее сотрудничество между предприятиями обеих стран вышло на тот уровень, когда обычных поставок уже недостаточно. Поэтому между казахстанским АО «Авиаремонтный завод № 405» и российским ОАО «Вертолеты России» заключен меморандум о совместной реализации российско-казахстанского проекта, предусматривающего производственную сборку летательных аппаратов модели «Ка-226Т» в Казахстане.

— Мы гордимся успешным сотрудничеством и тесными деловыми связями с нашими казахстанскими партнерами, — говорит директор по маркетингу холдинга «Вертолеты России» Михаил Дубровин. — В их числе Министерство обороны, КНБ, МВД, МЧС и другие ведомства. В этом году мы реализовали несколько интересных замыслов. Это поставка вертолетов для пограничной службы КНБ РК, внутренних войск МВД РК и для подразделений Казавиаспаса. Казахстанский рынок для нас очень важен, и мы поставляем сюда самые современные машины. Что касается нового проекта, то он уже получил положительную экспертную оценку и сейчас находится на изучении основных акционеров российской и казахстанской компаний. Он полностью соответствует государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития и имеет все шансы быть успешно реализованным в Казахстане.

В рамках реализации проекта предусматривается передача технологий, предоставление оборудования и обучение персонала. Запуск производственной линии позволит создать новые рабочие места, обеспечит внедрение новых технологий в производственный сектор Казахстана. Представители обеих сторон выразили уверенность, что создание совместного предприятия послужит хорошим примером успешного межгосударственного сотрудничества  для других отраслей. Ожидается, что вертолетами, которые будут выпускаться в Казахстане, заинтересуются соседние государства.

— Наш проект осуществляется при активной поддержке государственных органов Казахстана, — продолжает Михаил Дубровин. — И, что немаловажно, его реализация предусматривает присвоение произведенным здесь машинам статуса казахстанского продукта. То есть в сертификате будет значиться «Made in Kazakhstan».

В небесах, на земле, и на море

По оценкам специалистов, вертолет, производство которого в ближайшее время должно начаться в Алматы, отличается улучшенными летно-техническими характеристиками, современным комплексом электронных систем и дополнительными конструктивными решениями в области безопасности полета. Уникальная модульность конструкции «Ка-226Т» позволяет использовать одну такую машину для выполнения различных задач: оказание скорой медицинской помощи, поиск и спасение, патрулирование и мониторинг, пассажирские перевозки, транспортировка грузов, как внутри фюзеляжа, так и на внешней подвеске. Установка на одной оси двух несущих винтов обеспечивает простоту управления и высокую точность пилотирования. Отсутствие привычного всем рулевого винта в конструкции не только повышает безопасность в воздухе и на земле, но и позволяет эксплуатировать «Ка-226Т» с небольших площадок и малотоннажных судов. Вертолет оснащен двумя двигателями с новейшей электронной системой управления. Мощность силовой установки обеспечивает взлет и посадку при отказе одного из двигателей. Устанавливаемые для полетов над водной поверхностью надувные баллонеты гарантируют безопасное приводнение и своевременную эвакуацию пассажиров и членов экипажа.

в.jpgо

Все это было продемонстрировано на презентационном показе, который прошел в июне этого года в Восточно-Казахстанской области. Основными зрителями показа возможностей многоцелевой машины были представители потенциальных заказчиков – МЧС, МВД, МО, КНБ (пограничная служба), Минздрав, МООС, а так же ряд частных компаний. Подобное количество заинтересованных структур объяснить легко: вертолет «Ка-226Т» может выполнять самые разные задачи – военные, полицейские, спасательные, транспортные, природоохранные, сельскохозяйственные и т.д. Специалисты по достоинству оценили высокие характеристики машины, отметив ее превосходное поведение в любых погодных и рельефных условиях.

В общем, машина хорошая, и хорошо то, что выпускаться она будет у нас. И на этом сотрудничество в области вертолетостроения далеко не заканчивается.

 

— Развитие двустороннего сотрудничества имеет важное значение в отношениях между нашими странами, — говорит заместитель директора Федеральной службы военно-технического сотрудничества Российской Федерации Константин Бирюлин. — Разработано множество документов, направленных на упрощение взаимодействия между нашими предприятиями, производящими технику для народного хозяйства и вооруженных сил. Мы создали Таможенный союз, тем самым подтвердили свою приверженность решению задач, направленных на укрепление наших дружеских и экономических связей. Любые российские и казахстанские предприятия имеют возможность формировать свои программы сотрудничества в сфере создания вооружения, военной и другой техники. Никаких ограничений на выполнение подобных работ нет.

Алтынорда: — Насколько широко данный вертолет применяется в России?

— На сегодняшний день он востребован, как гражданскими ведомствами, так и российской армией. Кроме того, он находится на вооружении МВД, ФСБ и МЧС. В настоящее время вертолету с такими техническими характеристиками трудно найти альтернативу в решении задач, которые стоят перед нашими силовыми структурами. Я думаю, что он будет так же востребован и в Казахстане. Мы не должны ограничиваться проектами сборки и сервисного обслуживания. Нам нужно развиваться и двигаться дальше. У нас есть хорошие предложения для Казахстана по вертолетам Ка-52 (аллигатор), Ми-24, по модернизированному вертолету Ми-17, который сегодня востребован в очень многих странах, а так же по Ми-26 (самый большой вертолет в мире). В этом залог нашего плодотворного и долгосрочного сотрудничества.

И швец, и жнец

В виду высокого производственного потенциала, заложенного еще в советские времена, для реализации совместного проекта выбран «Авиаремонтный завод № 405». На сегодняшний день он является ведущим сертифицированным авторизованным предприятием Центральной Азии по комплексному техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации вертолетов различных модификаций. Завод расположен в Алматы и имеет самое выгодное географическое положение для осуществления своей основной деятельности. Сегодня он легко справляется с работой по техобслуживанию летательных аппаратов различных структур, в том числе и Министерства обороны.

в.jpgо.jpgрв.jpgо.jpgр

— В Казахстане есть полноценная производственно-сервисная площадка для выполнения полного комплекса работ по техническому обслуживанию и производству всех видов вертолетной техники, — говорит директор АО «Авиаремонтный завод № 405» Константин Ушаков. – Наше развитие началось в 2008 году, когда мы подписали соглашение о сотрудничестве с холдингом «Вертолеты России». Сегодня мы успешно ремонтируем весь модельный ряд вертолетов Ми-8 и Ми-17, имеющий достаточно много модификаций. Думаю, можно сказать, что с основными задачами —  обеспечение безопасности полетов, бесперебойной поставки авиационной техники и повышение уровня сервисных услуг – мы справляемся.

Алтынорда: — Все-таки, в каких отраслях «Ка-226Т» более применим?

— Это абсолютно уникальная и универсальная машина, которую можно оборудовать и использовать в соответствии с желаниями заказчика. К примеру, медицинский вариант предусматривает функциональный и удобный интерьер врачебного модуля, оснащенного комплексом современного оборудования интенсивной терапии. Конструкция вертолета обеспечивает удобство погрузки и выгрузки носилок с пострадавшим через просторный люк. Высота транспортной кабины (1,4 метра) гарантирует удобство оказания медицинской помощи пострадавшему во время транспортировки. А состав и размещение медицинского оборудования обеспечивают все условия для максимально эффективной работы медперсонала.

Алтынорда: — Что можно сказать о полицейском варианте?

— Этот вариант способен успешно и своевременно решать задачи по охране общественного порядка, патрулированию территорий с воздуха, обнаружению и преследованию нарушителей, надзору за дорожным движением. Он может перевозить до шести сотрудников полиции, оборудован средствами десантирования, лебедкой, прожектором, громкоговорящим устройством, тепло-телевизионной системой наблюдения, бортовой командно-тактической системой, устройством передачи данных с борта на наземный пункт, а так же приборами ночного видения. Что касается поисково-спасательного варианта, то он в дополнение к полицейскому варианту оснащен подвесным контейнером с комплектом специального инструмента, системой внешней грузовой подвески.

«Ка-226Т» может работать днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, над сушей и обширной водной поверхностью, при сильных и разнонаправленных ветрах, температурном диапазоне от минус пятьдесят до плюс пятьдесят градусов при относительной влажности до ста процентов. А еще он не требует ангарного хранения и может без проблем «отдыхать» на открытом воздухе. И то, что такая машина будет производиться в Казахстане, несомненно является большим успехом.

Однако одними вертолетами военно-техническое сотрудничество между двумя государствами далеко не ограничивается. Одновременно с этим проектом в Казахстане создается совместное предприятие по сборке боевой машины поддержки танков (БМПТ) «Терминатор». Уже формируется уставный капитал предприятия, и готовятся документы для регистрации. По словам инициаторов, проект может стартовать уже в следующем году.