Казахстан намерен защититься от всех рисков, связанных со вступлением в ВТО. В Акорде прошло заседание с участием руководителей госорганов, бизнес-ассоциаций, Национальной Промышленной Палаты «Атамекен», ведущих национальных экспертов и ученых.
Основываясь на опыте неэффективных механизмов защиты интересов многих стран в рамках Всемирной торговой организации и значительных огрехов, допущенных при подписании договора ими в разные времена, правительство Казахстана решило учесть все возможные негативные нюансы членства в этой организации. Для нашей страны участие в ней должно означать возможность не только свободно торговать, но и привлекать в свою экономику дополнительные иностранные инвестиции, а также гармонизировать и стандартизировать отчетность, нормативные документы и регуляторные акты.
Подводных камней здесь, как оказалось, немало. Казахстанские товары, к примеру, смогут экспортироваться в Европу беспошлинно. Но в нашей ситуации пошлина — это не главный шлагбаум на пути к европейскому потребителю. Основной барьер — это требование о соответствии наших товаров европейским сертификатам и стандартам. А оно в нынешней ситуации сохраняется.
Таким образом, европейцы в любой момент могут прекратить доступ на свои рынки любой казахстанской продукции под предлогом несоответствия установленным ими нормам и стандартам. А мы этого сделать не сможем, потому что, вступив в ВТО, согласились принимать сертификаты страны происхождения.
Кроме стандартов и сертификатов, существуют и квоты. К примеру, по некоторым данным, зерновую позицию переговорщикам, возможно, удастся повысить. Но по мясу нам дали очень небольшую квоту. Обсуждать ее увеличение Европа соглашается только при условии отмены пошлин и ограничений на ввоз автомобилей, произведенных в Евросоюзе. Причем, как нам сказал осведомленный источник, вне зависимости от возраста. То есть и подержанных тоже.
К тому же европейские партнеры в переговорах твердо стоят на позиции, что спиртные напитки не могут быть казахстанского происхождения. По их мнению, мы незаконно используем названия того, что производим в данной отрасли. Это означает, что Казахстан не сможет быть производителем и экспортером коньяков, портвейна, хереса, и шампанского. Всего в переговорах обсуждаются 396 позиций.
Во-первых, речь идет о допуске нашей сельскохозяйственной продукции на рынки стран-членов ВТО. Сейчас Европейский союз оставляет его практически закрытым для нашей аграрной продукции. Предлагаемые Казахстану размеры квот, изъятий и ограничений явно несопоставимы с потенциалом нашего аграрного сектора. При этом подход в этом вопросе к разным государствам индивидуальный. Как показывает практика, те же европейцы при желании легко могут защитить себя нетарифными методами, например, через проверки наших продуктов питания санитарными службами.
Вторая проблемная позиция — это доступ на европейские рынки услуг. Правительство Казахстана намерено, прежде всего, отстаивать интересы наших перевозчиков и компаний, предоставляющих услуги в сфере энергетического сектора.
Третий пункт — вопрос использования географических названий. Как мы уже сказали, на сегодняшний день в Казахстане выпускаются и коньяк, и херес, и портвейн, и шампанское. Запрет на использование этих названий может стоить одним только алкогольным предприятиям, по оценкам экспертов, до 50 процентов прибыли. Причем вред при изменении названий может быть нанесен не только компаниям, продающим эти товары на внутреннем рынке, но и экспортерам, работающим на внешнем рынке. Поэтому наша сторона намерена настаивать на производстве данных товаров под прежними названиями, или, по крайней мере, на длительном переходном периоде для отказа от них.
Также одним из условий, которое нам поставлено, является допуск европейских компаний на равных условиях ко всем государственным тендерам. В принципе, мы не должны были дискриминировать иностранных участников и раньше, согласно требованиям ВТО, но все же грешили этим. Если отказываться от протекционизма на рынке закупок за бюджетные деньги, то всевозможные программы импортозамещения или развития собственного товаропроизводителя можно сразу останавливать. И не тратиться на их разработку и подготовку вовсе.
Однако есть и плюсы. Считается, что инвестиции вырастут в разы. По некоторым подсчетам, уже в ближайшее время у нас появится возможность привлечь до 16 миллиардов долларов инвестиций в нашу экономику. А некоторые экономисты полагают, что, если мы выживем в конкурентной борьбе первых нескольких лет, от членства в ВТО нам добавится от 1 до 7,4 процентов ежегодного роста производства.
Экспертный совет при Совете безопасности Республики Казахстан рассмотрел вопросы защиты национальных интересов в контексте ситуации в мировой экономике и интеграционных процессов, сообщается на официальном сайте Акорды. Выступающие отметили, что развитие региональной экономики, интеграция в рамках ЕАЭС, вступление РК в ВТО ставят перед Казахстаном новые задачи по защите и продвижению национальных интересов в самых различных сферах.
— Ответственным государственным органам необходимо, с учетом рекомендаций экспертов и бизнес-сообщества, провести всесторонний анализ и спрогнозировать все возможные последствия и риски экономических и интеграционных процессов,- поручил помощник Президента — Секретарь Совета безопасности Нурлан Ермекбаев.
По итогам работы внесены конкретные предложения по повышению эффективности участия Казахстана в интеграционных объединениях. Рекомендации Экспертного совета будут использованы в работе Совета безопасности и в ходе подготовки заседаний СБ под председательством Главы государства.
В казахстанском правительстве считают, что компромиссы должны быть разумными, а соглашения взаимовыгодными. Ведь мы добровольно либерализируем законодательство. Договора любой ценой Казахстану не нужны. Свободный доступ на рынки должен быть взаимным. Сейчас мяч на стороне ВТО. Именно от ее готовности идти на компромиссы, например, в вопросе установки более реалистичных квот, будут зависеть темпы ускорения взаимной торговли.