«Августейшее письмо Таваккул-хану, сыну Джахāнгūр-хана, правителю казахов (wālī-ye qazāq) IV . Отправлено в месяце джумāди ал-аввал года 1072 л. х. V из Исфахана VI . Обладателю султанской власти, величия, могущества, славы и милости Таваккул-хану. Демонстрирующее взаимную дружбу и увеличивающее взаимную привязанность письмо Вашего Величества, покровителя владычества и славы, защитника могущества и великолепия, радетеля пышности и власти, опоры престола державности и триумфа, лучшего из потомков великого дома Чингизхана, пользующегося благосклонностью Всемогущего Господа получено . Это послание принесло благорасположение и удовлетворение в добрый час и счастливое время, когда святейшая особа Царя Царей находилась в здравии и благополучии, сопутствуемая победой и удачей, приносящими славу, являющуюся примером для других государств. Учитывая благотворный (kīmiyā-ta’sīr, букв. «действующий как философский камень») характер и искреннее содержание этого письма, уведомляющего о непоколебимом следовании курсу дружбы и примирения и уповающего на ответное письмо Государя и его доверие такого рода посланиям, оно пролило хрустальный свет на чистое сердце Государя и стало причиной повышения внимания со стороны его милосердной души. Вследствие этого, поскольку между двумя высокими сторонами была заложена основа дружеских отношений и открыт путь любви и дружбы, завеса недоверия и непонимания была поднята, и желания обеих высоких сторон отныне будут удовлетворяться по взаимному согласию. Признавая все высокие стремления и все честные намерения условием упорядочения дел и укрепления основ величия и великолепия благоприятной звезды пышности и почитания, открыватель ворот взаимной переписки и корреспонденции выражает свое сокровенное желание, чтобы дружественные отношения уравновесили существующую цепь вооруженных столкновений и войн между сторонами , и внимание Государя было обращено на их плоды. Дни султанской власти, величия, могущества и счастья».
Комментарии
I. Второго сына казахского хана Жангира (Джахангира) в исследователькой литературе обычно называют Тауке-хан, хотя его личное имя – Таваккул Мухаммад Бахадур Гази-хан (каз. Тəуекел Мұхаммед-батыр-ғазы-хан [9, с. 226; 11,с. 79; 12, с. 253, 281–282].
II. Согласно сообщению тобольского «захребетного татарина» Теушмергена от 1693 г., Турсун-хан и Фулад-султан (Болат-султана) были сыновьями Тауке-хана и встречали русского посла А. Неприпасова в 1692 г. [3, с. 404]
III. Абу-л-Музаффар Шах Аббас II, седьмой по счету правитель государства Сефевидов, правил в 1642–1666 гг.
IV. У исследователей нет единой точки зрения относительно времени восшествия Тауке-хана на трон правителя Казахского ханства. Доминирующим в историографии является мнение, что началом его правления следует считать 1680 г. Этот год указан как начальная дата правления Тауке во многих изданиях [3, с. 449; 4, с. 576; 5, с. 424; 6, с. 137; 13, с. 316; 14, с. 179; 15, с. 308].
По мнению О.Ф. Акимушкина, Тауке унаследовал престол от своего отца Жангир-хана в 1680 г. 10, с. 314 , хотя Т.И. Султанов еще в работе 1982 г. писал: «Наследовал ли Тауке престол непосредственно после отца, неизвестно» 8, с. 121 . В более поздних исследованиях он ограничивается указанием, что Тауке «начал править после 1652 г.» 7, с. 340].
В работе 1997 г. И.В. Ерофеева датировала годы правления Тауке приблизительно 1680 – началом 1715 гг. и писала, что «приблизительно с начала 90-х годов XVII в. он имел в Степи номинальный статус старшего казахского хана» [12, с. 74, 103 . В своей новой работе она пишет, что Тауке стал ханом Младшего жуза после 1652 г., в 1672 г старшим ханом трех жузов 11, с. 79]. Предложенная И.В. Ерофеевой хронология правления Тауке-хана (1672– 1715 гг.) указывается в новом энциклопедическом справочнике «Қазақ хандары» 16, с. 55].
Данное письмо позволяет нам отказаться от этих датировок и определить началом правления Тауке-хана более ранную дату – не позднее 1661 г. В письме в его отношении помимо термина «хан» применяется термин «вали». Как видно из средневековых источников, термин «вали» прилагался к верховному правителю (см. 10, с. 321 ). Учитывая, что путь из Казахского ханства в Исфахан занимал не менее года, мы можем предположить, что Тауке носил титул хана уже в конце 50-х гг. XVII века. Если бы это было первое посольство Тауке после восшествия на трон, то письмо должно было содержать связанные с этим поздравления. Поскольку, однако, тон письма не поздравительный, можно предположить, что Тауке находился к этому времени на троне достаточно давно, и от него до этого уже приезжали послы к Аббас-шаху.
В 1735 г. житель Ташкента Нурмухаммед Алимов говорил русским чиновникам, что после Жангира правителем был Батыр-хан 3, с. 25 . Однако об этом хане ни в письменных источниках, ни в народной памяти никаких сведений не сохранилось, что косвенно свидетельствет о его незначительной роли в истории. Возможно, это связано с недолгим характером его правления.
Исходя из вышесказанного, началом правления Тауке-хана предпочтительно считать середину 50-х гг. XVII века.
V. Джумади ал-аввал 1072 года лунной хиджры – декабрь 1661 г. – январь 1662 г.
VI. Исфахан – город в центральном Иране, с 1598 г. столица Сефевидского государства.
Выводы
Письмо Сефевида Аббас-шаха II Тауке-хану представляет значительный интерес для понимания истории Казахского ханства второй половины XVII века. Из него следует, что Тауке-хан пришел к власти еще в середине 50-х гг. XVII века, а не в 1680-е гг., как считалось ранее. Также данный источник показывает, что Тауке-хан воспринимался правителями Сефевидов как правитель суверенного государства, с ним устанавливались и поддерживались дипломатические контакты. Таким образом подтверждается правильность вывода исследователей, что Казахское ханство было полноправным субъектом международных отношений и имело дипломатические связи с рядом соседних государств.
Источник: ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ / GOLDEN HORDE REVIEW. 2018, 6 (3)