АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Почему казахоязычные школьники читают меньше, чем их русскоязычные сверстники?

Вопрос читательской грамотности в Казахстане остается острой проблемой, особенно среди детей, обучающихся на казахском языке. Недавняя статья Жандоса Акылбекова на портале Spik.kz поднимает эту тему, предлагая взглянуть на реальные причины отставания казахоязычных школьников в области чтения и функциональной грамотности. Почему так происходит, и что с этим можно сделать? — передает Altyn-orda.kz

Разрыв в грамотности: цифры и факты

Акылбеков начинает с тревожной статистики.

Согласно результатам исследования PIRLS 2016 года, дети, обучающиеся на казахском языке, набрали на 51 балл меньше, чем их русскоязычные сверстники. В 2021 году этот разрыв увеличился до 53 баллов, а в тестировании PISA-2018 он достиг 70-83 баллов в разных регионах Казахстана, — сообщает автор.

Эти цифры подчеркивают серьёзность проблемы. Как утверждает Акылбеков, «чем больше школьников обучается на казахском языке в регионе, тем ниже уровень их читательской грамотности». Он приводит в пример южные регионы и Алматы, где казахоязычные школы показывают наиболее низкие результаты.

Проблемы начинаются в детстве

Причины этого отставания, по мнению Акылбекова, кроются в ранних этапах обучения.

Интерес к чтению формируется в детстве. Если это упущено, его очень сложно развить в более старшем возрасте», — пишет он. Автор ссылается на встречу в алматинской библиотеке имени Крылова, где библиотекари и писатели обсудили, как трудно мотивировать казахоязычных школьников на чтение.

Ученики 10-х классов одной из алматинских школ-гимназий не смогли назвать таких известных писателей, как Шекспир и Гёте.

Учителя не побуждают школьников читать во время летних каникул, а библиотеки остаются практически пустыми, — замечает библиотекарь, приведённый в статье.

Мнение экспертов: что не так с системой образования?

Издание Caravan.kz обратилось к эксперту в сфере образования, кандидату педагогических наук Наталье Новосельцевой, чтобы узнать её мнение по этому вопросу. Она подчеркивает, что разница в качестве образования между казахскими и русскими школами очевидна.

Один из главных факторов — это нехватка качественной образовательной литературы и материалов на казахском языке, — говорит Новосельцева. Она также упоминает недостаточную подготовку преподавателей: «Многие казахоязычные школы не могут предоставить ученикам тот же уровень преподавания, что и русскоязычные школы».

Наталья Новосельцева рассказывает о состоянии казахоязычных книг в библиотеках:

Книги на казахском стоят на полках новенькими, чистыми, как будто их никто и не трогал. Это показатель того, что казахоязычные дети не читают.

Что говорят результаты международных исследований?

Согласно данным PISA-2018, результаты казахоязычных школьников в тестах на читательскую грамотность значительно ниже, чем у русскоязычных сверстников.

Разрыв усиливается с возрастом, — отмечает Акылбеков.

На исследовании PISA школьники, обучающиеся на казахском языке, показывают отставание по математике, естественным наукам и, особенно, по читательской грамотности.

Наталья Новосельцева объясняет, что Казахстан в 2025 году вновь примет участие в исследовании PISA, где основной акцент будет сделан на естественные науки. Однако, несмотря на это, результаты по чтению по-прежнему остаются слабым местом:

Казахстан улучшил свои результаты по математике и естественным наукам, но уровень чтения остался на низком уровне, — подчеркивает она.

Что нужно изменить?

Эксперты сходятся во мнении, что улучшение уровня читательской грамотности среди казахоязычных школьников требует комплексного подхода. Во-первых, необходимо улучшить доступ к качественной литературе и учебным материалам на казахском языке.

Мы видим нехватку книг, которые могли бы заинтересовать детей. Они читают только обязательные тексты, но нет литературных произведений, которые могли бы вдохновить их читать больше, — говорит Новосельцева.

Также важно повышать квалификацию учителей.

Учителя в казахоязычных школах должны иметь такие же возможности для профессионального развития, как и их коллеги из русскоязычных школ, — отмечает Акылбеков.

Наталья Новосельцева соглашается с ним:

Учителям нужно давать больше свободы в выборе методов преподавания и больше времени на работу с детьми, чтобы они могли развивать их критическое мышление.

Важность вовлечённости родителей

В статье также подчеркивается важная роль семьи в формировании читательской культуры. Родители должны показывать детям пример, что чтение — это важная и интересная часть жизни.

Дети учатся через пример, и если в семье нет культуры чтения, то сложно ожидать, что ребёнок будет читать, — утверждает Новосельцева.

Заключение: вызов для будущего

Таким образом, проблема низкого уровня читательской грамотности среди казахоязычных школьников является результатом системных проблем в образовании. Как отмечает Жандос Акылбеков, для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо принять комплексные меры: улучшить доступ к литературе, повысить квалификацию учителей и мотивировать родителей быть активными участниками образовательного процесса. Только так можно будет сократить разрыв и обеспечить всем детям в Казахстане равные возможности для развития.