[:ru]
Производительность труда в мировом сельском хозяйстве за минувший век выросла почти в 100 раз. Всё это – благодаря усилению технического оснащения отрасли и развития технологий. И если в начале ХХ века один фермер мог прокормить в среднем 2,5 человека, то в 2020 году эта цифра приблизится к 200. С одной стороны, это помогает решить проблему продовольственной безопасности. С другой — усиливает конкуренцию и всё острее ставит перед каждым аграрием вопрос – куда и как продавать свою продукцию?
Сбыт прежде всего
Решение вопросов сбыта стало основной темой региональной конференции Глобального форума сельских консультационных служб (GFRAS), на которой Казахстан представляли сотрудники Минсельхоза РК и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Участие в форуме приняли страны Центральной Азии и Кавказа – от Монголии до Турции. Эти государства производят в основном одинаковые виды сельхозпродукции и сталкиваются со схожими сложностями при сбыте. При этом подходы к решению этих проблем у каждого свои. Целью встречи была попытка объединить разрозненные наработки и выработать общие пути решения проблем.
Показательным примером этого является производство баранины. Лидерами в этом секторе являются Монголия (поголовье 60 млн), Турция (43 млн) и Казахстан (18 млн). При этом, если в Монголии пастбища уже забиты «под завязку», то в Казахстане потенциал расширения огромен – площади свободных угодий позволяют как минимум удвоить число животных в течение ближайших 5–7 лет. Вопрос состоит в том, как сделать это качественно. То есть нужно определить, каких именно овец разводить, чтобы потом обеспечить гарантированный сбыт.
— Рынок баранины формирует спрос арабских стран, — рассказал Ербол Есенеев, директор департамента АПК НПП «Атамекен». — Цена очень интересная: $350 овечка, то есть в три раза дороже, чем на нашем внутреннем рынке. Но у них есть жёсткие требования: ягнята 6-7 месяцев, забитые обязательно по стандартам халал. При этом преимущество имеют овцы мясных, а не мясосальных и мясошерстных пород, которые в основном сейчас выращиваются в Казахстане. Поэтому Монголия сейчас активно импортирует производителей мясных пород, ведя породное преобразование своего поголовья. И это выгодно, это окупится. Что касается Турции, то эта страна имеет большой опыт интенсивного овцеводства – когда животные содержатся в помещениях, а производство мяса регулируется для стабильных поставок в течение всего года, а не имеет сезонного характера, как у нас сейчас.
Этот опыт Казахстану очень интересен, поскольку в стране есть несколько крупных проектов по овцеводству, с серьёзными инвестициями. Специалисты Нацпалаты установили прямые контакты с коллегами в Монголии и Турции, которые готовы оказывать консультационную поддержку. Это позволит решить задачу как расширения поголовья овец, так и качественного преобразования.
Ноу-хау не для всех
Пример такого подхода к развитию овцеводства находится в общем тренде современного консультирования.
— Мы часто слышим, что нужно «сводить» науку и производство, — поделился планами Арсен Керимбеков, директор центра компетенций НПП «Атамекен». — Мол, это залог успеха – учёные скажут как, а производственники сделают. Но все в мире уже пришли к тому, что к этим двум составляющим сейчас ещё нужно добавлять и маркетинг. То есть изначально определять «воронку сбыта». Более того, эта часть считается первостепенной. Потому что если будет канал реализации, уже к нему «подтянутся» и учёные, и производители. Мы это на форуме услышали в выступлениях специалистов из Европы и сразу вспомнили свой опыт, когда мы проводили какие-то обучающие семинары в сельских регионах. Например, приезжаем и читаем тему «Как выращивать гусей». А в ответ слышим от сельчан: «Как выращивать, мы сами знаем, это не проблема. Вы нам лучше расскажите, куда этих гусей продать осенью!» Так что любое производство сейчас должно начинаться с ответа на вопрос — куда я это продам? Всё остальное – потом.
Для бизнес-консультантов это подсказка о том, что своё внимание нужно сосредоточить прежде всего на определении свободных перспективных ниш на рынках – как внутреннем, так и зарубежных. Именно такая поддержка сейчас будет наиболее полезна и востребована.
А что касается методов производства, внедрения каких-то передовых ноу-хау, то на форме прозвучали мнения, что для больших компаний такие советы вовсе не нужны и даже могут оказаться разрушительными. Дело в том, что технологические процессы всё более усложняются, и уже запущенное производство, в которое вложены миллионные инвестиции, а объём выпускаемой продукции измеряется тысячами тонн, не нуждается во внешнем вмешательстве. Тут главный принцип, как в медицине – не навреди.
Сертификат не важен
В ходе форума делегаты выяснили, что много полезного казахстанским аграриям могут предложить и южные соседи – Кыргызстан и Узбекистан, в том числе по развитию садоводства или борьбе с засоленностью земель. Соседи с Казахстаном этим опытом готовы делиться. Причём безвозмездно – лишь в расчёте на то, что в ответ и с ними будут взаимодействовать так же открыто и предоставлять какие-то свои наработки.
— Для такого формата есть определение – «капитализация опыта», — отметил Ербол Есенеев. — Это шаг к тому, чтобы в дополнение к общему рынку сбыта у нас появился и общий рынок знаний и компетенций. Это позволит быстрее двигаться вперед и не тратить время и средства на то, чтобы по отдельности учиться одному и тому же. Намного проще, единожды оказав консультацию по какому-то вопросу, снять её на видео и обеспечить доступ к материалу всем интересующимся. В том числе и конкурентам – все должны развиваться, подтягиваться к уровню друг друга. Современные средства позволяют тиражировать опыт таким образом.
Интересной стала информация о том, что в прошлое уходят специализированные порталы. Опыт показал, что их создание не эффективно – выделяются деньги на разработку и наполнение, а потом туда никто не заходит. Намного полезнее те же ролики размещать на YouTube и уходить в соцсети. Это обеспечивает максимальный охват аудитории.
То же самое касается семинаров.
— У нас все увлекаются семинарами, основная часть средств, выделяемых Минсельхозом на повышение компетентности, идёт именно на них, — рассказал Арсен Кермбеков. — Но опыт показывает, что и это уже неэффективно. Намного лучше – точечные консультации по конкретным проектам, в уже работающих производствах.
Выявились и дискуссионные моменты. Например, в Турции сертифицируют бизнес-консультантов. Но представители стран ЕС сообщили, что у них от этой практики отошли: опыт показал, что сертификация, во-первых, достаточно коррупционная процедура, во-вторых, превращает сертифицированных консультантов в некую особую «касту», которая быстро теряет связь с реалиями и ставит на поток свои услуги – количество идёт в ущерб качеству.
Поэтому пришли к тому, что консультант должен быть востребован только в силу своих реальных результатов деятельности, а не в силу наличия некоего сертификата.
— К тому же такой подход позволяет оградить производителя от некомпетентных консультантов, — резюмировал Ербол Есенеев. — От тех людей, кто, не имея ни одного гектара земли и не проработав в отрасли ни года, почему-то берётся учить других, как прийти к успеху.
[:]