В Казахстане наблюдается активный процесс исламизации, особенно среди молодежи. Это привело к увеличению количества контента о религии и росту числа постящихся, совершающих умру и покрывающихся девушек. Вопрос хиджаба стал особенно обсуждаемым в обществе, когда многие блогеры и инстадивы начали носить, а затем массово снимать мусульманское одеяние. Нередко девушки начинают носить хиджаб по настоянию родителей, мужа или парня. Журналист Azattyq Rýhy побеседовала с девушками, снявшими хиджаб, и узнала мнение эксперта по этому поводу, передает Altyn-Orda.kz
Термин «хиджаб» с арабского языка переводится как «завеса» или «преграда». Одеяние подразумевает покрытие тела или головы женщины в зависимости от климатических и географических условий. Хиджаб относится к фарзам (религиозным обязанностям) в исламе, не исполнение которых осуждается, но не делает человека неверным, как трактуют радикалисты.
Кроме хиджаба, в мусульманской культуре есть и другие разновидности одежды, скрывающей аурат (незащищенные части тела) женщины: никаб, чадра, паранджа, бурка и так далее. Мужчины в исламе также обязаны прикрывать части тела от пупка до колен. Однако часто мужчины зацикливаются на внешнем виде женщин, забывая о своих обязанностях.
«Надела хиджаб ради любимого»
Героиня нашего материала Кунайым (имена изменены по просьбе) из Актюбинской области. Росла в традиционной казахской семье, интерес к религии появился у нее в старших классах. После школы она познакомилась с парнем в соцсети, который читал намаз и настоял, чтобы она носила хиджаб.
Я надевала хиджаб ради любимого. Он говорил, что если муж доволен женой, то и Всевышний будет доволен, — вспоминает Кунайым. Однако через полгода она узнала, что парень был женат и ожидал ребенка. После этого она сняла хиджаб, но продолжала выполнять другие религиозные обязанности.
Жанна из Караганды носила хиджаб около года, вдохновленная своим парнем, который настоял на этом. Однако позже она поняла, что это не ее выбор, и сняла платок. Через два года они снова сошлись, и парень оставил ей выбор носить хиджаб или нет. Теперь у них ребенок, и Жанна решила больше не надевать хиджаб.
«Нет принуждения в религии»
Доктор исторических наук Асылбек Избаиров утверждает, что ислам защищает права женщин и не допускает принуждения в религии. В Казахстане, как в светском государстве, выбор носить или снимать хиджаб остается за человеком. В странах, где действует шариат, наказания за снятие хиджаба зависят от конкретной трактовки. Однако в Казахстане таких наказаний нет.
Избаиров отметил, что принуждение женщин к ношению хиджаба часто исходит от представителей деструктивных религиозных течений. В таких случаях необходима помощь грамотных религиоведов и богословов.
Процесс исламизации в Казахстане продолжается, и тема хиджаба будет время от времени подниматься в информационном поле. Важно помнить, что в светском государстве решение о ношении хиджаба должно оставаться за женщиной.