[:ru]
Трудности казахстанско-российского сотрудничества в образовательной сфере обсудили в Нур-Султане.
В Нур-Султане обсудили исследование «Казахстанские студенты в вузах Российской Федерации». Мероприятие совместно организовали «Российско-Казахстанский Экспертный IQ Клуб» и информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ (ИАЦ МГУ), сообщает Total.kz.
Исследование, о котором говорилось во время обсуждения, было проведено Центром аналитических исследований «Евразийский мониторинг», «Российско-Казахстанским Экспертным IQ Клубом» при поддержке ИАЦ МГУ (Москва) в период с 25 октября по 15 ноября 2019 года. Его целью было определение мотивации казахстанских студентов, обучающихся в российских вузах, выбора страной обучения Российской Федерации, анализ их предпочтений при получении знаний и компетенций, а также ожиданий относительно перспектив дальнейшего трудоустройства.
Исследование проводилось путем анкетирования студентов, обучающихся в разных регионах Российской Федерации. В исследовании приняли участие 250 студентов. Из них 60% составили студенты, обучающиеся в Москве, и 40% – студенты региональных высших учебных заведений: Астрахань, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Омск, Оренбург, Санкт-Петербург, Томск и даже Югра.
Согласно статистике, опубликованной на сайте посольства Республики Казахстан в Российской Федерации, по данным на 2018 год, в России обучается более 65 тысяч студентов из Казахстана.
Самые популярные ответы на вопрос, почему казахстанская молодежь выбрала российские вузы:
- в российских вузах дают лучшее образование;
- в российских вузах легче получить бюджетное место;
- удобно обучаться на русском языке;
- из российских вузов легче трудоустроиться в крупную международную компанию уже в студенческие годы;
- престижное российское образование поможет более выгодно трудоустроиться в Казахстане.
«Традиционно высокий авторитет российских вузов стал важным фундаментом для двустороннего сотрудничества в образовательной сфере, дающего возможность сохранять и приумножать те конкурентные преимущества, которые были заложены в системах образования ещё в советский период, а также повышать уровень конкурентоспособности наших стран на мировой арене», – отметил в ходе своего выступления модератор обсуждения, директор центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Алибек Тажибаев.
Директор ИАЦ МГУ Дарья Чижова рассказала, что кафедра истории стран ближнего зарубежья МГУ им. М.В. Ломоносова непосредственно занимается подготовкой российских студентов по профилю евразийского пространства, в том числе и изучению Казахстана. Именно поэтому тема данного исследования показалась ей близка, и сотрудники ИАЦ МГУ с удовольствием оказали поддержку Центру аналитических исследований «Евразийский мониторинг».
По мнению эксперта, основная задача – выяснить, в чем заключается мотивация ребят, почему они уезжают и почему хотели бы вернуться назад.
«По данным 2018/19 учебного года в Уфимском государственном нефтяном техническом университете учились около 700 студентов из Казахстана. Из них 6-7% – это студенты бюджетного отделения, это хорошие цифры для нефтяного, технического вуза», – отметил руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов.
Говоря о сотрудничестве между Казахстаном и Россией в образовательной сфере, эксперты отметили, что надо сосредоточиться на конкретных ступенях высшего образования.
«Когда абитуриенты уезжают в зарубежные вузы получать образование по программе магистратуры и докторантуры, они понимают, что едут за знаниями и есть определенные академические цели. Поэтому целесообразно акцентировать внимание на развитии сотрудничества между Россией и Казахстаном именно на этих двух ступеней высшего образования», – подчеркнула председатель РОО «Жас Улан» Динара Садвакасова.
Заведующая кафедрой регионоведения ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Айгерим Оспанова рассказала, что их кафедра впервые в Казахстане начала реализовывать двухдипломную программу совместно с Томским государственным университетом. Они три года работали над этим проектом – прошли все этапы бюрократических согласований, подписали меморандум между университетами, между факультетами.
«В 2019 году на нашей кафедре состоялся первый выпуск международников со специализацией страны ЕАЭС», – сказала Айгерим Оспанова.
Эксперт отметила, что пришлось столкнуться с рядом трудностей при разработке учебных программ, поскольку после распада СССР образовательные системы России и Казахстана несколько разошлись – это притормаживает интеграцию в сфере образования, ее углубление. В Казахстане, как известно, был сделан акцент на присоединение к Болонскому процессу, в России – нет, это вызывает определенные трудности. Однако Айгерим Оспанова убеждена, что они преодолимы.
Резюмируя итоги экспертного заседания, Алибек Тажибаев подчеркнул, что результаты исследования могут быть рассмотрены как рекомендации по итогам совместной работы казахстанских и российских исследовательских и аналитических центров.
[:]