АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

ПОЧЕМУ КАЗАХИ НЕ БОГАТЕЮТ ИЛИ СВАДЬБЫ КАК ЯРМО

Миллиарды – не тенге, а долларов – уходят на проведение всевозможных торжеств, тоев, похорон. Это явление давно приобрело размеры социальной болезни, на которое государство и общество не обращают внимания. Присущее большей части человечества желание «быть как все», «быть не хуже других» особенно проявилось у казахов по части проведения свадеб и похорон. Древнее житейское правило звучит: богат не тот, кто зарабатывает много денег, а тот, кто может с умом распорядиться даже незначительной суммой. Похоже, в Казахстане бедность значительной части населения имеет вполне объяснимые и далеко не объективные причины.

Особенности восточного гостеприимства

Исторически гостеприимство у казахов «в крови» – оно даже было закреплено законодательно Чингиз-каганом в своде законов «Ясак». За отказ путнику в воде и пище карали смертью. Ведь путник в огромной степи мог погибнуть от голода без посторонней помощи. Ясак воспрещал кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. Совершенно случайные путники могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить угощение. Законы и обычаи гостеприимства у кочевых народов были одним из самых надежных способов сохранения социальной общности, упрочения его внутренних связей. Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя – дастархане.

С приходом советской власти уклад жизни в Степи кардинально изменился; появились гостиницы, общественные столовые. Изменились и обычаи гостеприимства. Однако древние свадебные и похоронные обряды сохранились и в новое время. Свадебные традиции в известной мере способствовали сохранению семейных ценностей и устоев. Время всеобщей «уравниловки» диктовали неписаные законы проведения семейных торжеств – многие стремились не показывать своей состоятельности и свадьбы не отличались особой пышностью, а кафе и рестораны были доступны небольшой части населения. В то же время в аулах и небольших городах хождение в гости по поводу и без повода было распространенным явлением.

Но и в советское время были заметны «странности» казахов: допустим, жил человек в саманном доме, а на кладбище возвел мазар из белого кирпича. Такое явление было нередкое и как бы в порядке вещей. Ведь люди жили и живут в соответствии с народной сентенцией: «?лі риза болмай, тірі байымайды» (живые не богатеют, если умершие недовольны). Отсюда мазары и обильные сада?а (поминки). Отсюда и ас (поминки в годовщину смерти) с кокпарами, конскими скачками, схватками борцов и т.д. И в самом деле, живые не богатеют.

Ярмарка тщеславия

Официальные данные говорят о внушительном росте уровня жизни в Казахстане. Более чем в 7 раз вырос ВВП Казахстана за последние 10 лет. По некоторым сведениям, по уровню жизни мы догнали (и даже перегнали) страны Восточной Европы и приблизились вплотную к самым развитым странам. Но увидим ли мы это мифическое благополучие в нашей стране, если выехать за пределы крупных городов? Где она – наша состоятельность, в чем выражаются наши достижения? Куда мы тратим наши деньги, а вместе с ними – наши устремления, помыслы, энергию?

Если в советское время пышные торжества не поощрялись, то в независимом Казахстане на государственном уровне проводятся помпезные форумы, саммиты, съезды и т.д. Чиновники, бизнесмены, знаменитости ввели моду на проведение увеселительных мероприятий на «миллион долларов» или похорон по «высшему разряду». Эти люди, которые должны по идее подавать пример экономии и культуры общей массе, наоборот, заражают народ своими барскими замашками. Кроме свадеб и похорон баснословные деньги расходуются на приобретение дорогой недвижимости, престижного авто.

Для сравнения. Европеец с достатком в развитой стране (например, в Германии) не живет в 2-этажном особняке, ездит на малолитражке, а не на «вездеходе», как у нас, свободные деньги вкладывает в акции предприятий, в  банки,  в действующий бизнес, обучение детей, самообразование, лечение, направит на благотворительность. Наш состоятельный соотечественник тоже занимается «благотворительностью»: выпишет какую-нибудь российскую звезду на день рождения или подарит особняк любовнице. Европеец проводит свадьбу экономно или женится без свадьбы. А вы слышали, что у нас женятся без свадьбы?

Это типичное мышление бедняка, когда человек думает, как бы потратить деньги, а не куда их вложить, чтобы получить прибыль или принести общественную пользу: открыть музей, отремонтировать дорогу или заняться меценатством. Это и соответствующий уровень интеллекта – поклонение блеску, мишуре, кичу, «крутости».

Такая незатейливая «философия жизни» приносит зримые плоды. Проведение свадеб и похорон все больше приобретает характер «социалистического соревнования»: кто богаче и ослепительней проведет мероприятия. Ныне сада?а в основном проводятся в кафе и ресторанах, не говоря о свадьбах. Строительный бум пришел и на кладбища: появились целые мертвые города из мазаров внушительных размеров. Распространилось неизвестное в советское время явление – стали чаще брать кредиты на проведение свадеб (и похорон). Если в народной песне поется о том, что казах зарежет ради гостя последнего коня, то ныне этого коня уже берут в кредит. Неудивительно, что часть граждан, не сумевших возвратить кредит, это те, которые провели свадебные торжества или похороны. Некоторые расплачиваются уже после развода. Ведь человека в кабалу долгов вгоняет пресловутый менталитет: чем ты хуже других, проведи достойные похороны для отца или свадьбу для сына!

Если представители других национальностей могут обойтись скромной свадьбой (или без нее) и на сэкономленные деньги купить молодоженам машину или квартиру, то казах, наоборот, продаст свою машину, чтобы провести торжество. Мы живем вопреки законам здравого смысла и экономики. Можно «смириться» с таким расточительством, если оно способствовало бы укреплению семейных уз. Однако статистика говорит об обратном – о большом количестве разводов, не говоря о разбитых «любовных лодках» о кредит. Огромные деньги для торжеств, кит (подарки сватам), подарки родственникам, приданое невесты и т.д. нередко становятся предметом раздора для будущих родственников.

Торжественное экономическое ярмо

Расходы на свадьбу сравнимы с целым состоянием.  Население в сельской местности зарабатывает немного денег. С таким трудом заработанные деньги можно было бы направить на инвестирование в экономику, на  покупку скота, сельскохозяйственной техники. Однако они уходят в казахское гостеприимство как в песок: даже в аулах жених и невеста приезжают на арендованных лимузинах!

Проведение национальной свадьбы в Казахстане обходится в среднем в миллион тенге (более 6,5 тысячи долларов) с банкетом на 100-120 гостей, проведенный в областном городе, сообщает ресурс Mojazarplata.kz. (Средняя свадьба в Казахстане в три раза дороже украинской). Ныне в городах банкет на 200-300 гостей – норма, т.е. расходы еще больше. В среднем по республике расходы распределяются так: регистрация – 40 тысяч, оформление зала – 15 тысяч, пригласительные билеты – 10 тысяч, банкет – 4500 с человека (не включая спиртное), услуги тамады – 40 тысяч, видеосъемка – 30 тысяч. В Алматы стоимость регистрации во дворцах бракосочетания доходит до 112 тысяч тенге, поэтому многие пары предпочитают воспользоваться услугами «выездного» представителя закона.

Свадьбы развивают китайскую, турецкую и др. экономику. Основная часть расходов национальной свадьбы в Казахстане – подарки родственникам. Всевозможные чапаны, костюмы, рубашки и т.д. в основном китайского производства, золотые и серебряные изделия – из Турции, Кыргызстана, России, ковры – турецкие, иранские и т.д. Разнообразная «свадебная» мелочь – китайского производства. Нередко китайский ширпотреб не находит хозяина, и он «кочует» от одной свадьбы к другой.

Свадебная и похоронная «эйфория» захлестнула и наших соседей. В бедных Кыргызстане и Таджикистане огромные ресурсы поедают особенности восточного гостеприимства. На проведение похорон в Кыргызстане  в среднем уходит до 270000 сомов, что составляет порядка 6000 долларов США. Бедность – не порок, а результат  расточительства. Власти этих стран принялись противостоять этой «торжественной» социальной болезни.

«В Узгенском районе Ошской области Кыргызстана, расположенном на юге страны, местные власти решили штрафовать тех, кто тратит слишком много денег на свадьбы и похороны. Такое решение, как сообщает Лента.Ру со ссылкой на ИА «24.kg», приняли депутаты местного кенеша. Среди населения района уже начата разъяснительная работа. Тех, кто откажется следовать новым правилам, власти пригрозили штрафовать на суммы от 25 до 50 тысяч сомов (примерно 500-1000 долларов). По информации кыргызского агентства, ежегодно граждане Кыргызстана тратят на организацию свадеб и похорон более 300 миллионов долларов. Как сообщает Лента.Ру, ранее запрет на пышное проведение обрядов был введен в Таджикистане. В 2007 году по инициативе президента республики Эмомали Рахмона был принят специальный закон, в котором были регламентированы такие показатели, как количество гостей на свадьбе, число автомобилей в свадебном кортеже и количество блюд на поминальном ужине. В конце 2009 года президент Таджикистана заявил, что благодаря ограничениям жители страны смогли сэкономить более миллиарда долларов» (Пышные свадьбы на юге Кыргызстана будут наказываться солидными штрафами. Казахстанская правда, 18.02.2011).

Ясное дело, что такие меры в нашей стране невозможны в силу образа жизни властной элиты, которая живет на широкую ногу. Пышные свадьбы и похороны не вытекают из традиционного гостеприимства, которое было необходимо для выживания в степи. Они являются скорее признаком невысокой экономической грамотности, «самоутверждения» в глазах родных, близких, знакомых, сложившегося в последние десятилетия образа жизни. Однако государственная идеология, общественность должны переломить такую тенденцию и направить ее в сторону улучшения благосостояния населения, реальной материальной помощи молодоженам, привития чувства ответственности молодым супругам (жизни без кредита), проведения торжеств по минимуму или по средствам.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

d.eldesov@mail.ru