АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Почему легкая промышленность осталась «за бортом» господдержки в Казахстане [:]

[:ru]

Правительство сконцентрировалось на поддержке развития лишь нефтегазового сектора.

Правительство озабочено развитием малого и среднего бизнеса, созданием отечественных производств с высокой добавленной стоимостью. И один из путей решения этих вопросов – увеличение казахстанского содержания в закупках национальных компаний и холдингов, транснациональных компаний, работающих в Казахстане. И не надо забывать, что, кроме тяжелой индустрии, сборки машин и нефтесервисной отрасли, есть еще и легкая промышленность. 

Еще в 2005 году были определены 7 пилотных индустриально-сервисных кластеров, среди которых была и текстильная промышленность. Благодаря этому с 2008 по 2018 год объем производства продукции в легкой промышленности вырос в 3,6 раза. Рост обусловлен введением в строй 49 предприятий легкой промышленности за счет инвестиций в размере 74,6 миллиарда тенге. В результате создано более 6 тысяч рабочих мест.

Одной из форм реализации кластерного принципа стали консорциумы производителей.

В текстильной промышленности примером успешной модели кластерного развития стал консорциум «Жасампаз», в который на сегодня входят 57 предприятий-производителей. Консорциум «Жасампаз» объединил в себе все звенья производственного процесса: от выращивания и переработки хлопка-сырца до выпуска готового изделия, доведя долю местного содержания в государственном оборонном заказе до 60%. В соответствии с инвестиционным соглашением предприятия-участники консорциума в 2018 году инвестировали в создание новых и модернизацию действующих производств более 5 млрд тенге. Налоговые поступления в бюджет от участников консорциума превысили 3 млрд тенге.

Одно из успешных предприятий консорциума – ТОО «Azala Textile», расположенное в Шымкенте. По словам заместителя директора «Azala Textile» Бакытжан Абековой, предприятие имеет полный цикл производства – от хлопка-сырца до готового изделия. Сырье – 100% казахстанское. Причем 80% производимой из сырья пряжи идет в переработку на собственном производстве. Оставшиеся 20% экспортируются за рубеж. Сейчас «Azala Textile» выпускает готовые ткани, постельное белье, махровые изделия. Ткацкое производство выпускает 14 млн погонных метров суровой ткани в год, прядильное производство – 6800 тонн пряжи в год. Предприятие оснащено высокопроизводительным автоматизированным швейным оборудованием, позволяющим производить высококачественное постельное белье, махровые полотенца из собственного сырья. Но предприятию рентабельнее «отшивать» турецкие бренды.

Ответ на вопрос, почему так получается, кроется в актуализированной госпрограмме индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. При ее разработке правительство сконцентрировалось на поддержке развития лишь нефтегазового сектора, и опять легкая промышленность осталась «за бортом». А именно сейчас текстильщики нуждаются в поддержке государства. Причем они не требуют субсидий или кредитов. Им необходима только поддержка в защите внутреннего рынка за счет введения ввозных таможенных пошлин на текстильную продукцию, аналогичную выпускаемой в Казахстане. Такие меры поддержки своим предприятиям легкой промышленности предоставляет большинство правительств государств Центральной Азии.

По итогам 2018 года объем нашего внутреннего рынка потребления продукции легкой промышленности составил 1,5 миллиарда долларов США. Лишь 6% из этого объема приходилось на отечественную продукцию.

Добавьте к этому самые низкие среди стран Центральной Азии, Закавказья, Турции и Афганистана ввозные таможенные пошлины на текстиль и одежду.

Учитывая значительную роль легкой промышленности, большинство стран уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную поддержку. К примеру, Узбекистан с 2020 года прекращает экспорт хлопка-сырца. Весь урожай наши соседи будут перерабатывать у себя, делая акцент на продукцию с высокой добавленной стоимостью.

У нас уже есть отечественные предприятия, которые производят не только домашний текстиль, но и шьют спецодежду, военную форму, спортивные костюмы, головные уборы, обувь. Постепенно возникают собственные, казахстанские бренды. За 6 месяцев 2019 года экспорт текстиля и текстильной продукции составил 110,5 миллиона долларов США. Причем 60% экспорта шло в страны за пределами СНГ.

Казахстану необходимо отходить от психологии «сырьевого придатка». А правительству – внедрять лучшие мировые практики для поддержки легкой промышленности как одной из отраслей национальной экономии, способной конкурировать на мировом рынке.

https://total.kz/ru/news/gossektor/pochemu_legkaya_promishlennost_ostalas_za_bortom_gospodderzhki_v_kazahstane_date_2019_10_21_10_14_39

[:]