АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Почему нефтяная страна испытывает дефицит бензина?

5f4547_w640_r1_s_cx0_cy5_cw0Несмотря на значительные запасы нефти и растущие объемы добычи, казахстанцы ежегодно сталкиваются с проблемой нехватки ГСМ. Называя это «нонсенсом», власти обещают строительство НПЗ.

Количество зарегистрированных автомобилей в Казахстане ежегодно растет. По данным агентства по статистике, по состоянию на 1 октября 2013 года в стране насчитывалось почти три миллиона 680 тысяч единиц легкового автотранспорта.

За 10 лет число зарегистрированных машин выросло более чем в 3,2 раза. Однако в нефтеносном Казахстане граждане ежегодно сталкиваются с дефицитом некоторых видов топлива и с постоянным ростом цен на них.

85 ПРОЦЕНТОВ УХОДИТ НА ЭКСПОРТ

Объем добычи нефти и газового конденсата в Казахстане по итогам 2013 года составил почти 82 миллиона тонн против 79,2 миллиона тонн в 2012 году.

Если мы уменьшим наш экспорт на семь миллионов тонн и мы отправим их на внутренний рынок, то наш бюджет недополучит 1,8 миллиарда долларов в год

В сравнении с 2003 годом добыча нефти и газового конденсата в стране увеличилась почти в 1,6 раза. Ежегодно растет и экспорт нефти и газового конденсата, что можно увидеть на составленной Азаттыком таблице.

Вопрос, почему Казахстан наращивает экспорт, провоцируя нехватку топлива на внутреннем рынке, зачастую в разгар посевных и уборочных кампаний, задавался не раз.

Одну из причин можно найти в словах бывшего министра нефти и газа Казахстана Сауата Мынбаева.

— Как вам известно, экспортные поставки обладают большими налогами, чем поставки на внутренний рынок, и если мы уменьшим наш экспорт на семь миллионов тонн и мы отправим их на внутренний рынок, то наш бюджет недополучит 1,8 миллиарда долларов в год, — сказал он на правительственном часе в марте 2012 года.

Экспорт нефти и газового конденсата приносит Казахстану значительные доходы. Так, в 2011 году в денежном выражении экспорт нефти и конденсата составил 55,2 миллиарда долларов.

Это на 49,3 процента больше, чем в 2010 году. В 2012 году — 56,4 миллиарда долларов, что на 2,3 процента больше, чем в 2011 году.

БУДЕТ ЛИ ЧЕТВЕРТЫЙ НПЗ?

О том, что действующие в стране НПЗ не могут в полной мере обеспечить потребность населения в качественных горюче-смазочных материалах (ГСМ), говорят давно, так же как и о строительстве четвертого НПЗ.

Озвучивая президентское послание, Нурсултан Назарбаев на минувшей неделе заявил, что нехватка бензина, дизтоплива и авиакеросина в нефтедобывающей стране является «нонсенсом» и что новые нефтеперерабатывающие заводы «надо строить немедленно».

До этого послания некоторые государственные мужи обещали ввести в эксплуатацию четвертый НПЗ в 2019 году.

Правда, на пресс-конференции 25 декабря 2013 года управляющий директор фонда «Самрук-Казына» Малик Салимгереев заявил:

В настоящее время проводится модернизация трех действующих крупных НПЗ — Атырауского, Павлодарского и Шымкентского, по окончании которой потребность в четвертом НПЗ может возникнуть не раньше 2025 года…

— В настоящее время проводится модернизация трех действующих крупных НПЗ — Атырауского, Павлодарского и Шымкентского, по окончании которой потребность в четвертом НПЗ может возникнуть не раньше 2025 года… — и тут же заверил, что вопрос строительства нового НПЗ находится на стадии обсуждения…

В настоящее время на всех трех действующих нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) проводится реконструкция и модернизация мощностей, которая должна закончиться в 2016 году.

Модернизация позволит улучшить качество нефтепродуктов, соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5, что все больше требуется правительством Казахстана.

Чтобы на период реконструкции НПЗ в стране не возникал дефицит ГСМ, 24 декабря 2013 года между Казахстаном и Россией был подписан ряд документов, касающихся транспортировки, транзита, а также поставки нефти и нефтепродуктов.

Как известно Павлодарский и частично Шымкентский НПЗ работают на российской нефти. С целью обеспечения нефтью своих НПЗ казахстанская сторона может осуществлять в системе магистральных трубопроводов замещение российской нефти казахстанской, при условии передачи российской стороне в конечном пункте трубопровода Атасу — Алашанькоу нефти в том же количестве и качестве.

Источник: radioazattyk.org