Психологи постарались объяснить, почему в Казахстане во время кризиса покупательская способность населения увеличивается и на какие товары жители страны готовы тратить последние деньги, пишет газета Караван.
Почему в Казахстане
«Есть пословица: на базаре – два дурака, один продает, второй – покупает. Это про нас. У нас люди любят хвастаться, – говорит психолог Марина Кодинцева. – Помните анекдот: “Почем галстук купил? – Пять рублей! – Вот дурак, за углом по 10 отдают… И этому есть объяснение”. После развала Союза, в период приватизации, снятия железного занавеса, роста кооперативов появилось огромное количество нуворишей. Они-то и ввели в нашу жизнь понты. Хвастались малиновыми пиджаками, “мерседесами”. Было модно сорить деньгами. И это живо до сих пор. А уж если кто-то готов покупать дорого, почему бы не продать подороже?»
«Так уж у нас повелось, что главные виновники ценообразования – это соседи, – отмечает Марина Кодинцева. – Кто-то поставил такую цену, а я чем хуже, еще больше поставлю, ведь у меня квартира намного лучше. Так считает каждый, в результате цены растут как на дрожжах. Хромает у нас и экономическая грамотность, покупки мы совершаем больше не по расчету, а руководствуясь эмоциями».
В декабре прошлого года статистики объявили, что количество сделок купли-продажи сократилось аж на 20 процентов. Но цены даже не вздрогнули.
Объяснить эти особенности рынка мы попросили эксперта по недвижимости Кумара Мусаева.
«Цены на недвижимость не падают по целому ряду причин. Во-первых, это нехватка жилья. Во-вторых, недвижимость остается инструментом вложения. Что касается особенностей формирования цен, то на вторичном рынке ценообразование вообще интересное. Люди не продают дешевле, потому что надеются купить что-то за те же деньги, но получше. В результате старое жилье, которому 20–30 лет, стоит дорого. При этом там низкие коммунальные расходы – это плюс. У нас люди не реагируют на то, какого года постройки дом, это не так важно. В зарубежных странах, конечно, амортизация сильно влияет на цену. Там каждый квадратный метр амортизируется в определенные сроки. Зато у нас на цену влияет ликвидность района. В Алматы центр и верхние районы – всегда дороже. А вот качество постройки – уже на втором плане», — рассказала эксперт.
Еще одна особенность нашего рынка – в период кризисов люди, как сумасшедшие, начинают скупать бытовую технику. Особенно почему-то телевизоры. И чем больше экран, тем лучше.
Как только по стране прокатывается волна слухов о девальвации, магазины бытовой техники срывают куш. И тут можно заламывать цены – и так все сметают с полок. Об этом необычном синдроме мы спросили у психолога
«Скупка телевизоров – это проявление паники. Люди покупают их, чтобы хоть как-то сохранить свои накопления, – считает Марина Кодинцева. – Это говорит о недоверии к тенге. Люди боятся, что произойдет девальвация, и их деньги просто сгорят. А тут останется телевизор. Почему именно телевизор? У нас телевизор – как член семьи, он всегда рядом, даже если никого нет в комнате – идет телепередача, и вроде бы уже не так одиноко. Также телевизор является основным источником недорогого развлечения. Если нет денег на поход в кинотеатры, цирки, все эти удовольствия большая семья может получить вокруг плазмы. Для многодетных семей – это вообще ценная вещь, вокруг которой собираются все по вечерам. Поэтому это привычное явление, когда в ветхой халупе, где живет огромная семья, а из мебели только корпешки, в самом центре стоит большой экран».
Согласно опросу, 31 процент населения считает, что вкладываться нужно в недвижимость, 16 процентов считают хорошей инвестицией затраты на образование, 14 будут тратить на продукты. 13 процентов отказались тратить деньги совсем, а 13 готовы не жалеть денег ни на что.
Источник: NUR.KZ