С нового года цены на ГСМ в России поскачут вверх. Это означает, что завтра и нас заставят платить за бензин и дизтопливо больше. Чиновники говорят, что наши цены на горючее зависят от цен, которые складываются у наших соседей. Но на самом деле это не так.
У нас разные налоговые системы, и экономика действует на различных принципах. И принципы образования цен на бензин также различаются.
Считаем по формуле или как?
Почему скачут цены на ГСМ? Из чего складываются цены на этот товар? Выяснить это не так просто: многие цифры нужно получать косвенным путем, вычитывая их из отчетов компаний и государственных органов.
Блогер Нурлан Жумагулов предлагает способ разобраться во всем этом.
Как известно, производство и оборот нефтепродуктов в Казахстане регулируются Законом “О госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов” от 20 июля 2011 года, согласно которому рынок ГСМ в стране складывается из четырех звеньев: поставщиков нефти на нефтеперегонные заводы (НПЗ), собственно НПЗ, оптового сектора и розничных продавцов – владельцев АЗС.
При этом на конечную цену влияют такие факторы, как мировая цена нефти, таможенная пошлина на вывоз этой нефти, средние расходы на перевозку нефти из Италии в Казахстан, курс доллара, расходы по хранению нефти, расходы и прибыль всех участников рынка
Работу первых трех звеньев регулирует Министерство нефти и газа (МНГ), утверждая график поставок нефти и ее переработки и следя за планом поставок готовых ГСМ на оптовый рынок.
Розничный рынок берет на себя Агентство по регулированию естественных монополий. Оно утверждает предельную цену на топливо по формуле, приведенной в правилах от 2 марта 2012 года № 287.
При этом на конечную цену влияют такие факторы, как мировая цена нефти, таможенная пошлина на вывоз этой нефти, средние расходы на перевозку нефти из Италии в Казахстан, курс доллара, расходы по хранению нефти, расходы и прибыль всех участников рынка.
Так вот, если при расчете следовать всем условиям формулы, то цена, например, на бензин и дизельное топливо должна составить не менее 250 тенге.
Получается, что Агентство по регулированию естественных монополий руководствуется не утвержденными правилами, а некими другими соображениями?
По мнению нашего эксперта, на самом деле эти правила вторичны.
Почему бензин стоит дешевле?
Правительство обязывает нефтедобывающие компании поставлять часть сырой нефти на внутренний рынок, причем она может быть значительно ниже мировых цен и даже устанавливаться на уровне себестоимости добычи нефти – у нас она составляет от 8 до 40 долларов.
Чтобы разобраться с ценообразованием ГСМ в Казахстане, для расчета возьмем объем переработки нефти и выхода нефтепродуктов за 2011 год, а цену на нефть и нефтепродукты – за первую половину 2013 года.
Чтобы разобраться с ценообразованием ГСМ в Казахстане, для расчета возьмем объем переработки нефти и выхода нефтепродуктов за 2011 год, а цену на нефть и нефтепродукты – за первую половину 2013 года
В 2011 году на три основных НПЗ – Атырауский (АНПЗ), Шымкентский PKOP и Павлодарский (ПНХЗ) – было поставлено 13 726 тысяч тонн нефти в среднем по 54,6 тысячи тенге за тонну. Итого: общая стоимость переработанной нефти составила 749,5 миллиарда тенге.
Вторая важная составляющая – стоимость переработки нефти. По данным АНПЗ (возьмем их за средние), эта цена составляет 13 725 тенге за тонну. Таким образом, цена за услуги по переработке нефти составит 181,5 миллиарда тенге.
По данным Агентства РК по статистике, оптовая цена на нефтепродукты (без учета НДС 12 процентов) составляет: бензин – 93 548 тенге, керосин – 121 645 тенге, дизельное топливо – 101 081 тенге, мазут – 61 407 тенге за тонну. Итого: выходная оптовая цена от продаж нефтепродуктов составит 940 миллиардов тенге.
Теперь приплюсуем акцизный сбор. Ставки акцизов у нас таковы:
- при реализации производителями – 4,5 тысячи тенге за тонну на бензин и 540 тенге на дизтопливо;
- при розничной торговле – 5 тысяч тенге на бензин и 600 тенге на дизтопливо, также за тонну;
- при импорте – 4,5 тысячи тенге за бензин и 540 тенге за дизтопливо (за тонну).
Общая итоговая акцизная цена составит 16,2 миллиарда тенге. Общая сумма НДС от оптовой деятельности – 113 миллиардов тенге. Общая сумма транспортных затрат – 65,2 миллиарда тенге.
Общая сумма корпоративного подоходного налога – 26,1 миллиарда тенге. НДС от розницы – 43 миллиарда тенге.
В итоге получился вот такой результат:
Если перестроить эту структуру в сегодняшнюю цену самого популярного бензина Аи-92 в Казахстане, то его структура будет выглядеть так:
- стоимость нефти – 61,3 тенге;
- стоимость переработки – 13,6 тенге;
- транспортные расходы – 4,8 тенге;
- акцизы – 4 тенге;
- НДС – 13,4 тенге;
- КПН – 2,6 тенге;
- прибыль – 10,2 тенге.
Если еще проще, то из 110 тенге мы платим 79,8 тенге за производство топлива, 20 тенге – налоги и только 10,2 тенге – прибыль всех участников рынка: НПЗ, оптовых и розничных компаний.
Для сравнения можно посмотреть структуру цены на Аи-92 в России. Здесь сумма налогов занимает 60 процентов. Это НДС, акциз, налог на добычу полезных ископаемых, налоги на прибыль и имущество.
Акцизы на ГСМ в России превышают казахстанские в 10 раз! Но покупная нефть для НПЗ дешевле. В России НДС и акциз сопоставимы с экспортной пошлиной на нефть, и нефтедобывающей компании нет разницы, продавать нефть на экспорт или перерабатывать на нефтепродукты.
Что имеем в итоге?
В целом ситуацию, сложившуюся на казахстанском рынке ГСМ, можно охарактеризовать, как вполне упорядоченный бардак. То есть производство идет, но никто ни за что не отвечает. При этом все хотят урвать лишний тенге.
По мнению экспертов, необходимо вводить государственную монополию на поставку нефти и производство ГСМ. Тогда подпольные мини-НПЗ лишатся возможности поставлять некачественный бензин на АЗС. С другой стороны, это упорядочит поставки нефти на НПЗ.
Наши заводы грешат провалами в работе, когда в один месяц они перерабатывают в 2–3 раза меньше, чем в другой. Также возможен более рыночный метод контроля. Для этого надо создать биржу ГСМ, через которую НПЗ и оптовые компании будут продавать. Но для этого нужно сделать НПЗ независимыми от материнских компаний.
В этом случае цены будут формироваться более понятными путями, станет меньше возможностей для сговора, и на рынок поступит больше горючего. А это уже скажется на наших с вами кошельках.
Источник: Караван, Адиль УРМАНОВ