[:ru]
«Арабы составляют 5% мирового населения, но выпускают только 1,1 % книг в мире, большинство из которых является религиозной литературой…»
(из интернет-ресурсов)
«Фюрер думает за нас»
(популярный лозунг в нацистской Германии)
Однажды великий Ходжа Насреддин воскликнул: «О, мой народ! Благодарите Всевышнего за то, что Он не дал верблюду крыльев, а иначе, представьте себе, что было бы? Крыши ваших домов рушились бы вам на головы, если бы верблюды могли летать!..». На самом деле Ходжа Насреддин (у казахов – Кожа Наср) – это суфийский персонаж, и в притчах об этом чудаке, популярнейшем на Востока дервише, всегда есть глубокий философский смысл, а порой – парадоксы и загадки для «пробуждения сознания», как и в притчах мастеров дзэн…
И вот, вспомнив суфия Ходжу Насреддина, нам хочется сказать: хорошо, что современный исламский мир не обладает ядерным оружием! И не только в том смысле, что лучше быть от греха подальше, от этого смертоносного современного оружия. Нам нужно признать тот очевидный печальный факт, что мусульманские этноконфессиональные сообщества (арабов, персов, тюрков и др.) нашей планеты своим уровнем сознания не готовы править, быть мировыми лидерами, в том числе обладать ядерным оружием, к примеру.
Нужно понять философски: почему человеку (странам, народам) дается/или не дается/ богатство, власть, лидерство? Есть казахская поговорка: «Лишний жир не в тягость только барану», и употребляется она в том значении, что большинство людей не способны правильно реагировать на успех. Богатство, слава, власть сразу меняет их, делая надменными, жестокими. Сделав кого-то богатыми и сильными, можно невольно содействовать дальнейшей порче неподготовленных к такому испытанию людских душ, даже ввергнуть их в пучину греха.
Поэтому и считалось, что Всевышний мудр, и лучше знает, чего мы заслуживаем, а чего нет; то, что нам вредно или полезно, с учетом именно дальней перспективы. Порой оберегая человека от богатства или господства над другими, Творец оберегает его от моральной деградации, кровавых преступлений, ужасных трагедий, которыми чреваты материальные блага, оружие, власть, если они окажутся в руках духовно незрелых людей.
В древней мусульманской традиции, в суфийских трактатах и стихах тема богатства и власти всегда рассматривалась с позиции диалектики. В целом, в исламе как и других мировых религиях, считается, что деньгами, властью надо уметь правильно обращаться и обладать. Самое главное — не возгордиться, принимать богатство как испытание свыше, а значит, придерживаться строгих моральных ограничений, многих обязательств (щедрость и благотворительность, умение сострадать, прощать, не кичиться перед бедными и слабыми и т.п.).
У казахов под влиянием существовавшего на протяжении многих веков кодекса чести (в основе которой лежали высокие понятия номадической этики и рыцарской философии суфизма «футувва») был девиз: «С гордым будь горд, а с кротким – будь кроток». Также примечателен афоризм «Дурной человек уважает лишь силу». Были и другие афоризмы из интегрального Степного Знания-Даналык, общий дух которых сводится к тому, что люди (и страны, сообщества) должны по своему уровню сознания, широте души, благородству, внутренней культуре соответствовать универсальным требованиям обладания богатством, возможного достижения мирового или регионального лидерства – для того, чтобы Всевышний им это дал. В противном случае, «только баран смиренно носит лишний жир»…
А что нынешний мусульманский мир? Конечно, можно и нужно говорить об известных исторических факторах, которые, возможно, способны выступать смягчающими обстоятельствами при общей оценке поведения и преступлений выходцев из современного мусульманского мира. Это – историческое поражение Востока от европейских колонизаторов, морально-психологические и материальные последствия того, что когда-то великие державы высасывали их природные богатства, вторгались в земли мусульман, вынуждая их десятилетиями и даже столетиями вести изнурительные войны.
Генетическая информация о душевных травмах, страданиях, нищете, голоде и т.д. остается у потомков надолго, бессознательно выражается в агрессии, недовольстве и пр. Разбогатевший за счет ограбления азиатских и африканских народов Запад сегодня может смотреть свысока и с ужасом на картины «отсталости», грубости, нервозности общей массы мусульман, но при этом не задумывается, что в этой трагедии есть и его вина.
И все же, у всех народов считалось, что хороший человек, у которого не притупилось чувство стыда и ответственности, склонен к самокритике, поиску причин неудач в самом себе, наряду с какими-то внешними обстоятельствами или виной других людей. Самоанализ должен привести человека (и народы) к мужественному признанию своих собственных недостатков, грехов и ошибок, а не поиску «врагов». Собственно, и сам наш Пророк (мир ему) учил, что самый большой враг человека – это его собственная душа, по-арабски «нафс», который понимается как «низшая душа», или комплекс эгоистических наклонностей и поверхностного, невежественного миропонимания.
На деле столетия неравной борьбы с крестоносцами, монголами, а позже — «белыми» и «желтыми» колонизаторами (англичане, французы, итальянцы, русские, китайцы), возникшие в те эпохи нездоровая идеологизация и политизация, однобокий акцент в интерпретации самой мусульманской религии со стороны ее духовных лидеров вкупе с ростом бедности, обездоленности народных масс привели к тому, что общий уровень культуры и просвещения в мире исламского Востока на протяжении последних столетий резко упал.
Это можно видеть, так сказать, невооруженным глазом, вернее, с помощью элементарной логики и интуиции, умения обобщать и синтезировать исторический материал…Хотя на эту тему написаны и научные работы, и не только пресловутыми «ориенталистами». Факт утраты мусульманами некогда прочного мирового лидерства признавали и сами мыслящие личности из мусульман. Причем они видели настоящий корень проблемы, а не козла отпущения в лице евреев.
Что касается нездорового акцента в самой религии, то речь идет о неоправданном акценте на силовых методах разрешения как внутренних, так и международных споров и конфликтов, на вооруженных методах «исламизации», авторитаризме, пропаганде «культуры мачо», теории превосходства мужчин, теории исключительности и «богоизбранности» мусульман.
В том-то и дело, что сам Ислам может быть и богоизбран, но значит ли это, что Всевышний избрал и сделал «любимчиками» всех мусульман-формалистов? Не зря в Священном Коране есть аят, который показывает, что просто сказать «мы стали мусульманами» и истинная вера и покорность Богу сердцем – это разные вещи (49:14). Хотя на протяжении последних столетий и до сегодняшнего дня данный аят (стих), как и вся наша религия методически, тонко и наукообразно извращалась и продолжает извращаться «агентами Саурона» внутри исламского мира.
Итак, нормальное цивилизационное развитие мусульманского мира замедлилось, а потом пошло внизу по наклонной примерно после XIII века. Деградация полным ходом шла в промежуток XV-XVIII вв., достигнув своей критической точки к XIX веку. В качестве «лакмусовой бумажки» может служить, например, такой неоспоримый показатель, как катастрофическое снижение в мусульманском мире численности самостоятельно, творчески мыслящих людей, не говоря об интеллектуалах, ученых с мировым именем.
В период IX-XII вв. мусульманский Восток блистал своей многочисленной интеллектуальной элитой, причем многие из них были индивидами с гениальным складом ума; мир ислама экспортировал в другие регионы планеты новые технологии и научные открытия. Но позже в странах исламского мира мы видим спад креативности, застой мысли, отсутствие духовно одаренных личностей. Часто обсуждается факт о ничтожной доле ученых мусульманского происхождения среди современных лауреатов Нобелевской премии. В области точных и гуманитарных наук за всю историю их всего несколько человек — египтян, пакистанцев и турок.
И вот этот загнивающий и умирающий на рубеже XIX-XX вв. исламский мир (правда, при полном отсутствии реальной самооценки и самокритики, с сохранением надменной маски, высокопарной риторики с минбаров, вербальной агрессии о «проклятых кафирах», также громком бряцании своим жалким оружием) вдруг решил спасти сам Всевышний Аллах, дав им однажды шанс опомниться, покаяться и возродиться.
Мы имеем в виду великое интеллектуально-духовного пробуждение мусульманского Востока конца XIX-нач.XX вв., получившее название в разных частях мира название «джадидизм», «нахда», «ислах» и т.п. Нашего великого Абая (ум. в 1904 г.), настоящее имя которого Ибрахим-мирза, вообще-то надо правильно понимать и оценивать в контексте интеллектуального пробуждения Востока и Азии, этой своеобразной великой исламской волны «Нью Эйдж». Вернее, Абай был одним из предвестником джадидизма, гением, самостоятельно размышлявшим и пришедшим к некоторым выводам, которые были озвучены и развиты последующими поколениями реформаторов.
Да, этот эпитет возник у меня из невольной ассоциации с названием журнала «Аль-аср аль-джадид», что переводится «новый век»/«нью эйдж», который выходил в 1905-07 гг. в нашем западно-казахстанском городе Уральск, силами местных модернистов татарского происхождения. В нем печатались стихи поэта Г. Тукая, произведения крупных теологов-реформаторов и мыслителей тюркской Евразии, как Муса Биги, Риза Фахреддин и др.
Не случайно главный труд великого Мухаммада Икбаля Лахори (1877-1938) назывался «Реконструкция религиозной мысли в исламе»…. Но и это, и многое другое, в целом все это подававшее большие надежды духовное явление Востока можно было позже полностью извратить, «пересмотреть», свести на нет скрытыми «сауронами» внутри самого мусульманского мира. А именно двояко: либо искусно трансформировать его в банальный «модернизм» и «обуржуазивание» для правящих элит и кланов, либо (предназначено для «толпы») плюнуть на «джадидизм», объявив его «новшеством», происками врагов, масонов, евреев и т.д. и т.п.
Назира Нуртазина,
доктор исторических наук
Новости Казахстана. Алтын Орда
[:]