[:ru]
Эксперты и представители акимата Алматы рассказали о причинах резкого повышения цен на многие продукты в «магазинах у дома» после январских событий, передает Tengrinews.kz.
На одном из совещаний по восстановлению жизнедеятельности города, прошедшем 20 января, аким Алматы Бакытжан Сагинтаев заявил, что по жалобам горожан было зафиксировано множество фактов необоснованного повышения цен на продукты «магазинами у дома» после январских событий. Аким сообщал, что недобросовестные предприниматели, пользуясь ситуацией, превышали торговую надбавку в 15 процентов на социально значимые продукты. Аким поручил проводить мониторинг цен в таких небольших магазинах.
Президент ассоциации «Лига потребителей Казахстана» Светлана Романовская отмечает, что к ним также поступало много жалоб на завышенные цены в магазинах после начала января. Больше всего, по словам Романовской, цены в «магазинах у дома» поднялись на продукты первой необходимости, такие как хлеб, популярные крупы – гречка и рис, подсолнечное и сливочное масло. Некоторые продукты за короткий период подорожали минимум в два раза. Президент Лиги потребителей считает, что это связано в целом с проблемами, возникшими у бизнеса после январских событий.
По мнению председателя ассоциации «Лига потребителей Казахстана», в Алматы практически не проводится работа по контролю цен и защите потребителей. В штате местного департамента по защите прав потребителей работает всего несколько человек, и они просто не могут проверить всех предпринимателей. При этом к работе не подключают общественные организации, в то время как правоохранительные органы и акимат не имеют необходимых знаний и компетенции для работы с жалобами покупателей.
В управлении предпринимательства Алматы сообщили, что в период беспорядков основные каналы продаж и торговые сети были закрыты. Также прервались поставки продовольственных товаров, и горожане имели возможность приобрести товары только в «магазинах у дома». Возросший спрос и общий дефицит продуктов привел к повышению цен на прилавках этих магазинов.
Оразалин добавил, что жалобы по завышению цен принимались по горячей линии, организованной агентством по защите конкуренции. В первое время жалобы шли без конкретных адресов, но многие отмечали завышение цен. Совместно с районными акиматами проводился обход магазинов, на которые поступали жалобы. Магазинам предлагали альтернативные источники поставок с пониженными ценами.
Заместитель акима Максат Кикимов, которому аким города в том числе поручил вопрос снижения цен в «магазинах у дома», отметил, что на них приходится всего 20 процентов от продуктового рынка города. Когда восстановилась работа торговых сетей и рынков, магазины вынуждены были также корректировать цены.
К 24 января в ходе совместного мониторинга районных акиматов, управления предпринимательства и представителей партии Nur Otan было проверено 1773 алматинских магазина из 3583 «магазинов у дома», которые официально работают в городе. В Алатауском районе проверили 500 магазинов, в Алмалинском – 395, в Ауэзовском — 605, в Бостандыкском — 488, в Жетысуском – 400, в Медеуском – 325, в Наурызбайском – 350, в Турксибском – 525.
В результате профилактических работ в проверенных магазинах были снижены цены на подсолнечное масло на 15 процентов — с 920 до 780 тенге за литр, на хлеб на 10 процентов – со 100 до 90 тенге за булку, на муку первого сорта на 10,2 процента – с 250 до 220 тенге, на яйца на 6,2 процента – с 490 до 460 за десяток, на молочную продукцию на 5 процентов – с 315 до 300 тенге за литр кефира. Оставшиеся 1810 магазинов обещают проверить до конца января. В целом работа по мониторингу будет проводиться на постоянной основе.
Также аким города Алматы на совещании 24 января заявил, что акиматам можно принять решение о регулировании цен, и призвал «магазины у дома» «не баловаться».
[:]