Altyn-Orda.kz рассуждает — в казахстанском обществе всё чаще звучат споры о будущем русскоязычного образования. Но мало кто осмеливается говорить о парадоксе, который с каждым годом становится всё очевиднее: чтобы сохранить и развить русский язык в Казахстане — возможно, необходимо закрыть русскоязычные школы.
Звучит жестко. Но в этом — глубокий и прагматичный смысл, который стоит рассмотреть без эмоций и истерик.
Кадровый коллапс в русскоязычных школах
Начнём с главного: острого дефицита кадров. В казахстанских школах всё меньше специалистов, способных не только преподавать математику, биологию, физику или географию, но делать это на грамотном, живом русском языке. Особенно — в сельских школах и малых городах. Университеты не успевают выпускать таких педагогов, а многие из тех, кто ещё остаются в системе, — люди предпенсионного возраста, выгорающие под нагрузкой.
С каждым годом ситуация только усугубляется. Образовательная система не справляется с задачей подготовки универсальных учителей, которые бы одинаково хорошо знали предмет и свободно владели русским языком на уровне преподавания. Именно из-за этого качество обучения в русскоязычных школах падает.
Реалистичный путь — акцент на преподавание русского языка как отдельного предмета
Гораздо разумнее сосредоточиться на подготовке квалифицированных преподавателей русского языка и литературы — как родного, так и иностранного. Это позволит не просто сохранить язык, а обеспечить его преподавание на высоком культурном и грамматическом уровне, не превращая предметы в ломаную смесь суржика и непонимания.
В этом смысле переход всех школ Казахстана на казахский язык обучения с сохранением русского как обязательного и престижного предмета — рациональный и долгосрочно устойчивый путь.
Морально-культурные последствия: что показывает практика
В последние годы наблюдается впечатляющая разница между выпускниками казахских и русскоязычных школ в вопросах поведения, дисциплины и устойчивости к социальным рискам.
Исследования и наблюдения указывают: в казахских школах ниже уровень подростковой вовлечённости в наркоманию, алкоголизм и сексуальную распущенность. Да, причины могут быть разными — от более консервативного воспитания до крепких связей с традицией. Но факт остаётся фактом: русскоязычные школы, особенно в городах, чаще становятся зонами социального дрейфа.
Можно ли винить в этом язык? Конечно, нет. Но языковая среда — это не просто инструмент общения. Это носитель культуры, образа мышления, ментального кода. И тот факт, что в некоторых русскоязычных школах царит дух цинизма, нигилизма и бытового пофигизма — это тоже отражение исторически сложившейся атмосферы постсоветского пространства.
История как поле битвы: правда против пропаганды
Особенно важен язык преподавания в таком ключевом предмете, как история.
Многие казахстанские школьники до сих пор учат Вторую мировую войну так, как будто они живут в СССР и служат интересам Москвы. Снова и снова звучат одни и те же шаблоны:
- «освободительный поход Красной армии в Восточную Европу»,
- «героическая операция по присоединению Прибалтики»,
- «справедливое возвращение Западной Украины и Западной Белоруссии».
Но за этими формулировками скрываются оккупация, репрессии, массовые депортации и убийства.
Советская и постсоветская (уже российская) историография никакого отношения к исторической правде не имеет. Она заточена на героизации империи, подмене понятий, и — как бы это ни было парадоксально — оскорбляет память самого казахского народа, чьи деды погибали не только на фронтах, но и в лагерях ГУЛАГа.
Если преподавать историю на казахском языке, используя современные независимые источники, у школьника появляется шанс на формирование подлинного исторического сознания — не навязанного идеологией извне, а опирающегося на факты и честность.
Не про запрет, а про переход
Важно понимать: речь не идёт о запрете русского языка, а о перенастройке системы. Пусть все казахстанские школы будут казахскоязычными, а русский — преподается как важный, востребованный, культурно значимый предмет.
В итоге:
- Русский язык сохранится и даже зазвучит лучше — грамотно, литературно, со знанием культуры и классики.
- Ученик будет мыслить на казахском, но свободно владеть русским, а не жить в языковом раздвоении.
- Государство решит проблему нехватки педагогов, ускорит модернизацию образования и уйдёт от постсоветских штампов.
Сплошные плюсы
Иногда, чтобы спасти язык — его нужно освободить от советского наследия. Чтобы сохранить культуру — нужно вырвать её из контекста имперского давления. Чтобы дать молодёжи будущее — нужно изменить настоящее.
Парадокс, в котором закрытие русскоязычных школ может стать благом — это не про идеологию, а про стратегию выживания и роста. В том числе и выживания русского языка. Казахстану нужна цельная, сильная, современная образовательная система. И она должна говорить на языке своей земли — с уважением к другим, но без исторических комплексов и снижения качества обучения из-за нехватки русскоговорящих педагогов — предметников.