[:ru]
Видеоблогер рассказал о том, как ему пришла в голову идея создать свой канал и насколько сложно заработать на этом хорошие деньги.
Блогер и журналист Алексей Байтеев ведет свой канал на YouTube – «Экономика на пальцах». Свои ролики о том, как проще всего понять замудренные изменения в денежно-кредитной политике страны и что это означает для каждого гражданина, он размещает в Facebook. Корреспондент Today.kz узнал у него, насколько сложно поставить на рельсы такое дело, какую отдачу оно приносит и почему в Казахстане блогеры пока не имеют такой популярности, как в других странах.
– Как Вы решили создать свой канал?
– Идея пришла не на пустом месте. Я работал на новостном портале и вел рубрику «Финансы». Сам я в этой теме не сильно разбирался, но читал много книг, собирал информацию и до меня все стало понемногу доходить. По комментариям к моим материалам я видел, что люди не всегда понимают самые простые вещи из экономики, и как журналисту мне было обидно, что ты стараешься, пишешь, а информация не доходит до аудитории. Я подумал: почему бы не сделать более простой способ подачи информации, чтобы даже самому далекому от экономики и финансов человеку было все понятно. Если текст, то это немного сложно, его надо читать. Тем более сейчас такое время, когда все привыкли смотреть видео. Я решил попробовать снять видео. Начал снимать, и сразу все пошло достаточно хорошо.
У меня появлялось по 20-30 тысяч просмотров, помогло и то, что я выкладывал эти ролики на том же новостном сайте.
Фото: NEWSru.com
– Наверняка у Вас были трудности в самом начале?
– Трудности были в том, что я никогда прежде этим не занимался. Я более или менее представлял, как нужно снимать, потому как уже работал в телевизионной журналистике. Какие-то азы я там получил. А вот как снимать блогеру, я не знал. Как подавать тексты? Как сделать графику? Все это было сложно. Мне повезло, что я сумел убедить одного знакомого монтажера помочь мне. И он мне бесплатно помогал монтировать. А поначалу я вообще снимал в пустом офисе на первом этаже, где я работал. Я договорился с охранником, и он меня пускал или давал ключи. И я там снимался на фоне белой стены. В других местах либо мешаешь людям работать, либо просто неудобно, стены были расписаны.
– Вы и графику делаете для своих сюжетов?
– У меня изначально все шло с графикой. Правда, в самом начале она была совсем простенькая. Она нужна для лучшего восприятия: когда что-то рассказываешь, то лучше это делать на примерах, которые люди встречают в повседневной жизни. Если ты не просто объясняешь что-то словами, а дополняешь это картинками и анимацией, то оно лучше воспринимается людьми. Поэтому я изначально делал цифры, графики, анимированные рисунки.
Фото: facebook/@ Экономика на пальцах
– Почему Вы выбрали именно эту тематику, Вы пояснили. А поработать с какой-то другой темой пробовали?
– Нет. Мне несколько раз предлагали сменить тему: снимать про автомобили или телефоны. Я считаю, что человек должен заниматься тем, что ему самому интересно и доставляет ему удовольствие. Конечно же, нужно чтобы он в этом хоть немного разбирался. Я ведь на самом деле не экономист и не финансист. Больше самоучка, а точнее – «переводчик». Бывает, что пишут грамотные люди об экономике, но большинству это непонятно, поскольку написано все профессиональным языком и на втором-третьем абзаце перестают понимать.
Я же стараюсь в это вникнуть, а затем «перевести» на более доступный язык. Тут моя роль – «переводчик».
– Сколько у Вас подписчиков на данный момент?
– Основной площадкой я планировал сделать YouTube, но мой канал не слишком сильно развивался, потому я переместился в Facebook. Количество подписчиков у меня растет, сейчас уже более 5000. На YouTube что-то около 4000. Но основные размещения у меня на Facebook. Аудитория там более взрослая и подходящая для меня.
Я свой блог позиционирую как журналистику. Я не просто выплескиваю свои эмоции и свое мнение. Я стараюсь опираться на разные источники: СМИ, посты, личные встречи, то есть, та же самая работа журналиста. Собираю мнения и факты и выдаю это все через личное восприятие
– Сейчас у Вас спад активности? Вы в поиске новых идей или чего-то другого?
– Когда я начинал, то работал на сайте. Потом на меня вышел один телеканал, который предложил выкупать у меня ролики, чтобы размещать их у себя в новостях. Я ушел к ним. И за каждый выпуск получал определенную сумму. Но этот контракт длился относительно недолго. Договор с ними закончился и все. Откуда брать деньги, чтобы делать новые выпуски и на существование? Тогда я начал привлекать рекламу. Она у меня была и до этого, еще когда работал с каналом. Затем уже сам искал рекламодателей. Делал рекламные выпуски и получал деньги, на которые уже можно было снимать следующий выпуск.
– Если не секрет, сколько можно заработать блогеру таким образом?
– Потолок я, скорее всего, не могу назвать, потому что это зависит от количества подписчиков. У меня их не очень много. Максимальная сумма которую я зарабатывал за один рекламный ролик – 300 000 тысяч тенге.
– Трудно ли было совмещать основную работу и вести свой канал?
– У меня совмещение шло совсем недолго. Когда я работал на сайте и только начинал делать первые ролики, было тяжело, потому что приходилось по вечерам писать текст, на выходных ехать к монтажеру, сидеть с ним допоздна. Было трудно, но идея «горела» и интерес был большой! Так что переносилось нормально. В принципе, совместить работу и блогерство возможно. Если есть желание и интерес, то вполне можно. Чем вечером заниматься? Можно смотреть телевизор или пойти гулять, а можно посвятить время своему увлечению.
Фото: digitaltrends.com
– Какие Ваши дальнейшие планы? Будете дальше развивать свой канал или найдете постоянную работу?
– Я уже вкусил удовольствие не работать ни на кого, а только на себя, поэтому постоянную работу не ищу. У меня есть идея, которую я начал потихоньку реализовывать. Делаю пилотное видео, так как уже немного устал от своего блога. Чувствую, что и аудитория тоже устала, блогу уже два с половиной года. Приелось уже. Время сейчас весьма динамичное, постоянно зрителю нужно новое и свежее. Немного приоткрою завесу тайны: новый проект будет тоже в формате видео, но связан с образованием!
– В сетях бывает негатив, причем совершенно по разным поводам. Вас это коснулось? Как Вы общаетесь с подписчиками в комментариях?
– Когда я запускал свой проект, меня некоторые предупреждали, что будет негатив, будут оскорбления, не поддавайся на провокации. Меня так готовили к этому. Но когда я запустился, к своему удивлению, с негативом практически не сталкивался. Крайне редко мне писали что-то нелестное. Может быть, зритель чувствует, что я делаю это от души. Меня удивляло, что на мой блог подписывались серьезные люди из банков, владельцы компаний и другие, то есть люди, которые знают больше меня, понимают больше меня.
– А как насчет госструктур? Вы с ними сталкивались по своей деятельности?
– Если Нацбанк можно отнести к госструктурам… У меня в одном из выпусков была использована голова Кайрата Келимбетова. Он на тот момент был главой Нацбанка. Я сделал с ней анимацию. Было немного страшно: они могли подать на меня в суд, но все прошло нормально. Потом мне даже рассказывали, что этот ролик показывали самому Келимбетову и он посмеялся. Потом я делал анимацию и с головой Данияра Акишева. Жду реакции. Вроде никто из Нацбанка не звонит и не угрожает.
У меня сложилось впечатление, что там люди адекватные и понимают, что я не пытаюсь опорочить их имя, а занимаюсь образовательной деятельностью.
– Как Вы считаете, почему в Казахстане немного популярных блогеров?
– Первое, что приходит в голову, это чисто финансовый подтекст. В той же России аудитория гораздо больше!
Сравните: либо у нас 18 миллионов жителей в стране, либо в России почти 150 миллионов. Естественно, чем больше аудитория, тем больше платят за рекламу. Чем больше платят за рекламу, тем больше у тебя возможностей как-то изощряться с контентом
У тебя на рынке конкурентов больше и ты пытаешься совершенствоваться. Та же творческая тусовка подстегивает тебя! А у нас рынок небольшой, и блогерством зарабатывать проблематично. Люди приходят с некими базовыми навыками, которые не совершенствуются. Я сам два с половиной года занимался своим блогом и чувствую, что топчусь на одном месте. А в мире сейчас идет такой тренд, что люди стали меньше доверять рекламе и стали больше доверять лидерам мнений, тем же самым блогерам. У нас просто это не сильно чувствуется, но, я думаю, это есть.
– По новому проекту. Когда Вы планируете его запустить?
– Он пока в процессе. Хотелось бы в сентябре, к началу учебного года, но что-то мне этот проект тяжело дается. Просто сразу за пилотным выпуском надо выпускать остальное. А там работа объемная и с большими разрывами выпускать не получится. Надо постоянно делать выпуски, поэтому сейчас есть сомнения, что я успею до сентября.
– Спасибо за содержательное и интересное интервью.
[:]