АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Политическая медиация в казахстанско-кыргызских отношениях [:]

[:ru]

В настоящее время термин «медиация» применяется в юридической науке с отрицанием его применения в других сферах отношений. Тем не менее, в повседневной реальности политических будней мы становимся свидетелями всевозрастающей роли политической медиации в управлении конфликтами. Под факторами конфликта при этом, подразумевается совокупность различных возможностей его субъектов, оказывающих непосредственное влияние на ход конфликта. Теоретически существуют следующие виды факторов, непосредственно влияющих на конфликтные процессы: факторы-детерминанты (факторы, определяющие природу и причины конфликта); факторы-условия (факторы, способствующие формированию конфликтных групп  и их активизации); факторы, воздействующие на собственно динамику конфликта. Кроме выше отмеченных факторов немаловажную роль в динамике социально-политических конфликтов играют личностные и социально-психологические факторы. Как свидетельствует общественная жизнь, значение последних в переходных политических процессах закономерно  возрастает. С точки зрения анализа сложившей политической ситуации казахстанско-кыргызских отношений при уходящей команде А.Атамбаева, именно сам процесс перехода власти как фактор детерминант «спровоцировал» его безысходные высказывания в адрес нашей республики. Ситуационный анализ доказывает,  ментальные основы этой политической ошибки бывшего киргизского лидера были обусловлены не приемом нашей страны альтернативного претендента на выборе, а, в основном, как показывали эфиры ТВ Киргизии в зависимости экономики от рынков Казахстана. Именно эта конфликтогенная ситуация внутреннего социального самочувствия, когда кыргызский народ открыто заявил своему лидеру, о том, что ничего не просит у своего государства, лишь бы не усложнил торговые связи с Казахстаном — базу выживания малого и среднего бизнеса, стала, основным мотивом бывшего лидера на провокационные выступления против Казахстана. И естественно, что он «хотел» выглядеть настоящим демократом перед западными друзьями. Поднятие конфликта на международный уровень с подачей заявления в ВТО со стороны уходящей команды должно было спровоцировать Казахстан, как принято в мировой политике на обратные «санкционные механизмы». Вместо этого грамотное управление конфликтами стало работать в рамках стандартов  самой организации ВТО. Это была заслуга Главы государства, который призвал восстановить родственные и братские отношения между двумя странами в интересах наших народов. Заслугу по политической медиации главы нашего государства оценил уже  С.Жээнбеков, назвав его «Аксакал» в политической арене. Здесь, мы вспоминаем об институте «билер» в политической истории Мәңгілік Ел, и считаем основная картина Духовного возрождения начинается с таких позиции для образа. Казахи издревле живут внутренним миром удовлетворения «Тауба», «Шукир» и философскими стратегическими установками выжидания «Сабыр». Наш «институт Елбасы» теоретически наполнен этими глубокими мыслями, которые имеют право возродиться в нынешних условиях распространения эгоцентричных великодержавных межгосударственных отношений, устроенных на «санкционных диалогах».

В отношениях с кыргызами мы были свидетелями применения нового метода политической медиации возрожденного на основе исторической политической культуры. Доказательством философски основанного применения политической медиации стало высказывание Президента Н.Назарбаева на встрече с избранным Президентом Киргизии С.Жээнбековым: «Мы приходим и уходим, а народ остается, поэтому наша обязанность оставить дружеские, братские отношения в том чистом виде следующему поколению». Это не только принципиальная позиция политического лидера, это теория политической ментальности института Елбасы, которую стоит изучить и распространить в дальнейшем в решении конфликтных ситуации в межгосударственных отношениях. При этом стоит обратить внимание на то, что институт «Елбасы» вбирая в себе все лучшее от политической ментальности, политической культуры и политической философии традиции народа, обогащен мировым наследием политической медиации.

В заключении нельзя не отметить пользу опыта урегулирования конфликтов в Астанинском переговорном процессе, результаты которых признаются уже державными государствами и мировыми лидерами. Именно этот опыт позволил снять и выдать такой шедевр в интересах соблюдения  стабильности соседских отношений в виде  документального фильма «Миссия миротворца. Кыргызский разлом», который был показан казахстанским телеканалом «Хабар», о роли Казахстана в купировании событий, произошедших в Киргизии в 2010 году.

Сейчас после приезда в нашу страну С.Жээнбекова, и его признательной речи о роли Казахстана и его лидера в жизни его народа, мы уверенны в преимуществах применения ментальных институтов политической медиации в сохранении стабильности не только в регионе, но и в мировом пространстве, почему необходимо основательное научное изучение теории политической ментальности Астанинского процесса на фоне антиядерного мира с наращиванием экспортного потенциала этой идеи.

 

 

 

Газизат Имакова,

кандидат политических наук, доцент

кафедры политологии ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

 

Алтынорда

 

[:]