[:ru]
В политической культуре общества особое значение имеет вопрос взаимоотношений власти и народа, способность власть предержащих лиц оперативно реагировать на актуальные запросы общества, определять важные для народа направления развития в стратегической перспективе, реагировать на каждодневные заботы людей. В современной политической истории Казахстана также имеет место ежегодная традиция Посланий Президента народу, в которой освещаются актуальные вопросы внешней и внутренней политики. Образно говоря, именно с озвучивания Послания Президента в стране начинается, так называемый «новый политический сезон». Подробнее о традициях рассказал лавный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета Науки МОН РК Айдар Амребаев.
Право Главы государства обращаться с ежегодным Посланием зафиксировано в статье 44 Конституции РК: «Президент Республики Казахстан: обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики». Казахстанский Президент обращается не только к депутатам Мажилиса Парламента, но и к сенаторам, министрам и другим руководителям госорганов.
В октябре 1997 года Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев впервые выступил с Посланием к народу, которое было названо «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики».
В нем он отметил, что весь смысл предыдущего периода заключался в том, чтобы выжить как самостоятельное государство в штормовых условиях начавшегося бурного переходного периода.
«Многие предрекали, что мы потерпим неудачу и не сможем осилить беспрецедентных задач строительства государства, общественного и экономического переустройства. Но сегодня уже ясно, что первое испытание мы выдержали с честью — мы выстояли. Несмотря на все трудности, мы вышли из глубин хаоса и беспорядка», — заявил тогда Первый Президент Казахстана.
Лидер Нации, исходя из социально-экономической и политической ситуации обозначил базовые стратегические направления курса страны. Речь шла о базовых потребностях страны в области государственного строительства, ведь независимому Казахстану было всего 5 лет. Также был задан вектор на формирование внешней политики. Определены основные направления экономического развития. Обозначена необходимость и приоритетность в условиях нарождающейся рыночной экономики приватизация, МСБ. Емко была обозначена жизненная важность жилищного строительства, целесообразность иностранных инвестиций. Особые акценты были сделаны на острой потребности государства в борьбе с преступностью. Был взят курс на разработку бюджетной политики.
Надо отметить, традиция выступать с посланием зародилась задолго до сегодняшнего дня и в разных странах имеет свою историю и зависит от типа политических режимов, которые сформировались в них, периода и сложности проблем, в которые это взаимодействие осуществлялось.
Например, в истории Древней Греции, родине демократии, выступление политиков перед народом осуществлялось непосредственно перед людьми. Причем слушали и оценивали слова и деяния власть имущих только граждане, то есть те, кто имел право голоса, к которым, например, не относились женщины. При этом, к самой среде имеющих гражданские права предъявлялись высокие требования, поскольку это было высокой привилегией. Граждан свободных Афин, не принимающих участия в жизни общества, называли idiotes, поскольку это означало, что только неразумные люди могут не интересоваться тем, как будет организована их жизнь на ближайшие годы, какова точка зрения властей на жизненно важные для общества вопросы…
При этом, что любопытно, реакция народа на регулярные выступления ораторов весьма неоднозначна. Лидеры не всегда могли рассчитывать на поддержку демоса по всем выдвигаемым вопросам, зачастую Послания власти могли обернуться против них самих, если они не отвечали чаяниям людей или в ситуации, когда на Агоре оказывались «случайные люди», неспособные внимать «разумным речам» власти.
Интересна традиция восприятия кочевыми казахами «речей» власть имущих. Как таковых ежегодный Посланий в степи не было, ввиду сложности коммуникации и сложившейся иерархии управления народом, в которой главную роль играли родовые правители, непосредственно связанные с жизнью людей на пастбищах. Всеобщее обсуждение судеб народа осуществлялось во время выборов ханов, которое не являлось регулярным и зависело от складывающейся политической конъюнктуры, например, смерти хана или его неспособности исполнять свои обязанности по различным причинам.
Как было отмечено, казахи-кочевники собирались вместе «всем народом» в исключительных случаях, например, на пороге судьбоносных событий – угрозе войны всему казахскому народу или в условиях, когда избирался общеказахский хан. Тогда весть распространялась заранее среди всего народа. По этому случаю, женщины и дети надевали свои лучшие наряды. Мужчины приезжали на собрание (маслихат) во всеоружии. Без него они не имели права голоса. Быть членом организованного казахского общества (читай «гражданского общества» в современной интерпретации — прим. авт.) означало быть воином, способным постоять за себя и свой народ.
Высокое собрание открывалось молитвой и благопожеланием (бата) со стороны священнослужителя и уважаемого аксакала. Слово предоставлялось достойным кандидатам на высший ханский пост. Они выступали со своими Посланиями, рассказывая о своих заслугах и обосновывая свое право на ханский престол. В их поддержку могли выступать и их сторонники. При этом народ свободно выражал свою волю возгласами одобрения или неприятия. После того как определялся хан, выступали его сторонники, произносилась хвалебная речь, где наряду с заслугами говорили и о его недостатках.
В итоге назначался ритуал «поднятия хана» на белой кошме (хан Көтеру). Четверо из числа наиболее уважаемых султанов, биев, баев и батыров три раза поднимали хана на кошме над головой, что символически означало признание народом власти правителя над собой. Хан объявлялся официально избранным. За этим следовали поздравления хана и повторное его поднятие над головой уже соратниками, претендентами и аксакалами.
С хана снимали верхнюю одежду и разрубали её на мелкие кусочки, их уносили с собой как священную реликвию, что означало сопричастность каждого к сакральной власти. Взамен хана одевали в новые сшитые специально для него белые халат и колпак. Скот избранного хана делили между собой все присутствовавшие на избрании, для того, чтобы поделиться с теми, кто не смог присутствовать. Этот обычай назывался «ханские гостинцы» (хан сарқыты). Он символизировал, что хан не имеет своего имущества. Его богатство – это богатство его подданных, процветание подданных – главный предмет забот правителя. Еще с древнетюркских времен осталась непреложная максима: «Қағанның парызы – елдің қарынын тойғызып, беделін өсіру» (Обязанность кагана – накормить свой народ и поднять его дух/статус).
Особенностью ханской традиции «общения с народом» является «закрытый» от широкого народного обсуждения характер. В основном мнение правителя сообщалось в узком кругу Ханского Совета (Кеңес). Кроме того, Послание властителя имело в основном оперативно-тактический характер прямого распоряжения. Идеологическим же обеспечением занимались придворные бии, независимые жырау, которые оценивали, иногда весьма критически, действия правителя. Известны достаточно хлесткие слова Бухара-жырау о политике хана Абылая или «мотивированная отставка» Айтеке би из Ханского Совета при хане Тауке.
Этот небольшой историко-культурный экскурс позволяет понять смысл и назначение такой формы коммуникации представителей власти и народа.
Сама же политическая традиция ежегодного прямого общения руководителя государства с народом, закрепленная конституционно, получила свое утверждение в США. «State of the Union address» (букв. Послание о положении Союза) — ежегодное послание президента Соединённых Штатов Америки Конгрессу.
Прообразом ежегодных посланий американского президента стала тронная речь, зачитываемая монархом Великобритании во время церемонии официального открытия новой сессии парламента.
Традиция ежегодного обращения к Конгрессу была заложена первым президентом США Джорджем Вашингтоном 8 января 1790 года в Нью-Йорке, где заседал тогда Конгресс США. В истории США лишь один раз послание было отложено. Произошло это в связи с катастрофой космического корабля Challenger 28 января 1986 года. Президент Рейган выступил тогда перед Конгрессом позднее.
В Америке президенты используют ежегодные послания для того, чтобы изложить свое видение ситуации в стране, обозначить приоритетные направления внешней и внутренней политики. Также послание Президента рассматривается и как программа законодательной деятельности Конгресса. Основная часть речи традиционно посвящается экономической ситуации.
Президент зачитывает послание на совместном заседании обеих палат Конгресса в присутствии судей Верховного суда, членов Объединенного комитета начальников штабов и членов кабинета. При этом один из министров отсутствует в зале, чтобы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций взять на себя управление страной.
Речь президента периодически прерывается аплодисментами, по количеству и продолжительности которых можно судить о популярности главы Белого дома. Члены Верховного суда не аплодируют, что символизирует их независимость от законодательной и исполнительной власти. Военные аплодируют только, когда речь заходит об оборонной и внешней политике.
В казахстанской политической традиции в послании доминирует одна основная идея, на которой акцентируется внимание. При этом реализация послания – задача исполнительной власти. На следующий день после дня Послания собирается заседание правительства и определяются конкретные шаги по реализации его положений.
Также сложилась традиция так называемых «разъяснений положений Послания Президента» в общественной среде. Этим занимаются политические и общественные деятели, функционеры, эксперты и идеологи, журналисты.
В истории суверенного Казахстана были случаи, когда Ежегодное Послание совпадало по содержанию с изложением долгосрочной стратегии развития страны. Например, в период руководства страны Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым были изложены долгосрочные стратегии развития страны: Стратегия «Казахстан-2030» была озвучена в Послании Президента страны народу Казахстана в 1997 году, Стратегия «Казахстан-2050» в декабре 2012 года. Таким образом, в политическую практику суверенного Казахстана была введена традиция общенародного обсуждения стратегических планов государства, а не только тактические задачи и решения.
В текущем году действующий президент Казахстана Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в третьем по счету Послании с момента вступления его в должность руководителя страны 1 сентября выступил на совместном заседании палат Парламента, обнародовав Послание народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны». Особенностью данного Послания является его выход в канун празднования 30-летия Независимости республики, которое по мнению Президента является «самой высшей ценностью государства».
Вместе с тем, Глава государства выступил с рядом конкретных тактических инициатив, направленных на дальнейшее развитие страны в постпандемический период, повышение эффективности систем здравоохранения, обеспечение качественного образования, совершенствование региональной политики, формирование эффективной экосистемы на рынке труда, политическую модернизацию, защиту прав человека и консолидацию общества.
https://liter.kz/politolog-rasskazal-o-traditsiyah-poslaniy-prezidenta-svoemu-narodu/
[:]