[:ru]
Поэтому и распадаются семьи, а которые все-таки выживают — воспитывают детей в таком же духе.
По статистике, примерно каждый третий брак в Казахстане заканчивается разводом. Причем многие не могут продержаться и года. По мнению социолога Есета Есенгараева, причины тут скорее мировоззренческого характера.
И присущи они не только молодежи, но и основной массе казахстанцев. Сограждане в большинстве своем слишком любят самих себя и категорически отказываются понимать и принимать чужие нужды. Об этом он заявил в интервью порталу 365info.
Два эгоиста в одной берлоге не уживутся
— Есет Жемисбекович, столь печальная «разводная статистика» уже заставила заговорить о «кризисе института семьи» как явления. Вы согласны с этим мнением?
— Специально на эту тему я не размышлял, но скажем так: не считаю, что сейчас кризис, но и до расцвета далеко. Разводов действительно много.
И причина как в молодом поколении, так и в обществе в целом. Слишком много в нас эгоизма и самовлюбленности. Среднестатистический молодой человек очень сильно
любит и уважает самого себя, одновременно занижая качества других
И это проблема всего общества.
— Это вообще-то эгоизмом называется.
— Да, и у нас это очень распространено. Самовлюбленность наших людей превышает пределы допустимого. Что сказывается в числе прочего и на негативной статистике разводов. Причем зачастую и собственные достоинства, и
недостатки окружающих в глазах такого человека либо очень завышены, либо вообще придуманы
Люди перестали понимать друг друга и принимать.
И вот ситуация: два таких эгоиста, которых приучили жить для себя, создали семью, но у них нет ни желания идти на компромисс, ни даже возможностей понять другого. Слишком сильно их бесят чужие недостатки. Причем у них самих недостатки такие же, но бревна в собственном глазу они предпочитают не замечать.
Причем такое не только в семейной жизни. Например, многие работают «спустя рукава» (а по другому часто просто не умеют), а считают себя недооцененными высококлассными специалистами.
Сейчас модно обсуждать недостатки власти. Они есть — я не отрицаю, но гораздо более серьезная проблема — наши собственные недостатки, в том числе и уже упомянутые
Конкретно наша молодежь в массе своей отличается еще и инфантилизмом. Она очень инфантильна и изнеженна. У нее странные ценности, которые заключаются в вещизме. То есть физическое развитие опережает психологическое. Человеку 25 лет, он уже половозрелый, а мозги еще остаются на уровне 14-летних избалованных мальчиков и девочек. И чему они научат собственных детей?
— То есть вроде создать семью не против, но удержать уже не получается.
— Да и к самому созданию не готовы ни психологически, ни социально. Даже будучи 25тилетними. Очень часто случается, что вроде уже и поженились, вроде им по 30 лет, а все равно живут на шее у родителей. Причем, 30тилетние мужчины тоже. Сами тоже стараются, конечно, но без помощи родителей не способны себя содержать. Просто не могут нести эту ношу — приходится помогать.
Нравоучения тут уже не помогут
— Плюс к этому у нас получается симбиоз всех этих негативных факторов и традиционализма. В обществе царит мнение, что молодым нужно жениться обязательно годам к 25, дальше будет поздно. Особенно если речь идет о девушках. Это стереотипы!
Лет 20-30 назад (а тем более 50) двадцатипятилетние психологически и социо-культурно были абсолютно другими
В современном мире молодость и подростковый период «растягивается». Так что сегодня 25 — это в массе своей абсолютно другой возраст и абсолютно другие люди. Это все еще подростки, которые увлечены компьютерными играми. Нынешний 25-летний часто еще подросток, особенно если избалован и вырос в благоприятных условиях.
Сейчас в семьях часто один-единственный ребенок, и воспитывают его в «тепличных условиях». Потом он женится и новоиспеченная семья еще лет пять, а то и десять держится (если не разведутся) только с финансовой помощью родителей. Многие надеются, что родители обеспечат их квартирой. Девушки абсолютно не хотят жить со свекрвоью и свекром. Это реальность! Тут нравоучения на тему «как стать взрослым» уже не помогут.
— Получается цепная реакция. И многие говорят, что это привело к кризису многих социальных и общественных институтов, например, семьи. С чего мы и начали разговор.
— Когда-то один человек решил «показать себя» и заявил: жизнь — это сложная штука. А его спросили, по сравнению с чем сложная? То же самое и здесь: кризис по сравнению с каким периодом? Когда семья была в расцвете?
В 15-м веке, 19-м или 20-м? Мне кажется, что тут какой-то стереотип и он на самом деле не совсем продуман.
— Наверное, по сравнению с 20-м веком.
— А что, разве в 20-м веке институт семьи расцветал? У нас нет надежных свидетельств, что 20 век был расцветом семьи, а 21-й — ее кризисом. Я не рискую это так называть. Положение не блестящее, конечно, а какой институт общества находится в блестящем? И повышенный уровень разводов как раз связан с теми двумя факторами, о которых я говорил: это нарциссизм молодежи (и не только) и ее инфантилизм.
Портрет казахстанца: эгоизм, инфантилизм и нарциссизм — социолог
[:]