Предприятие обслуживало два городских маршрута. Проезд в троллейбусе стоил 20 тенге. Руководство парка экологически безопасного транспорта неоднократно говорило карагандинским властям, что этот тариф очень маленький и не покрывает расходы, но разговоры оставались без внимания.
В результате в апреле 2010 года отдел жилищно-коммунального хозяйства договор с предприятием расторг. И практически довел его до банкротства. Одно из старейших предприятий, троллейбусный парк «Арман», было вынуждено закрыться на 44-м году своей деятельности. Его директор Алтынбек Шакенов, в свою очередь, расторг трудовые договоры со 130 работниками парка. Но долги у государства перед предприятием, хоть его и закрыли, остались. На стороне взыскателя долгов стоит закон.
– Согласно законодательству, в случае, когда тарифы не покрывают затраты на перевозки, заказчик возмещает подрядчику за счет бюджета разницу между установленными тарифами и фактическими затратами на перевозки, – говорит судья специализированного экономического суда Индира Куспаева. – Троллейбусный парк документально доказал, что его деятельность была убыточной.
Зная, что закон стоит на стороне троллейбусного парка, отдел ЖКХ отдавал деньги, но только частями и постоянно тянул время. Начальство троллейбусного парка настолько перекормили завтраками, что оно решило общаться с отделом ЖКХ только через судебную систему. Накануне экономический суд вынес решение в пользу троллейбусного парка.
– Иск удовлетворен частично. В пользу истца взыскана сумма в размере 19 миллионов 43 тысячи 992 тенге, – говорит Индира Куспаева.
– Иск удовлетворен частично. В пользу истца взыскана сумма в размере 19 миллионов 43 тысячи 992 тенге, – говорит Индира Куспаева.
Хотя фактически троллейбусного парка уже нет, но юридически предприятие пока еще существует. Поэтому 19 миллионов тенге, которые через суд отдаст государство, пойдут на выплату налогов, задолженности по зарплате и хозяйственные нужды. Администрация парка не смогла даже продать троллейбусы, чтобы на вырученные деньги расплатиться по долгам. Транспорт был подарен другим регионам Казахстана.
– В Петропавловске, куда я приехал договариваться насчет дарения этих троллейбусов, курсирует этот экологически безопасный вид транспорта, – говорит учредитель предприятия Мурат Акенов. – У меня сердце кровью обливалось, было обидно за свой город. Власти открыли дорогу грязному транспорту, закрыв наш троллейбусный парк. Теперь Караганда будет загазована дизельной техникой. А безопасный транспорт, оказывается, не нужен ни нашему городу, ни нашим властям.
Айнур БАЛАКЕШОВА, Караганда
Айнур БАЛАКЕШОВА, Караганда