Гуру американского кинематографа, знатоку мистики и ужаса, автору книги о трансцендентальной медитации «Поймать большую рыбу» Дэвиду Линчу в среду исполнилось 70 лет. За долгую карьеру режиссёр вписал себя в киноисторию фильмами «Голова-ластик», «Синий бархат», «Дикие сердцем», «Шоссе в никуда», «Простая история», «Малхолланд Драйв» и сериалом «Твин Пикс». Каков российский след режиссёра?
Юрий Грымов, режиссёр кино, видеоклипов, рекламы, основатель Школы кино и телевидения:
После фильмов Линча я понял, что всё возможно. Самый большой вопрос сегодняшнего кино, особенно отечественного, напуганного абсолютно всем, это то, что мало снимается творческих креативных фильмов. Поэтому Линч на меня произвёл впечатление человека, который может позволить себе многое, а я, как зритель, готов это расшифровывать, это первое.
А второе, я всегда исповедую понятие «художественное кино», ключевое слово — «художественное». Поэтому Дэвид Линч из категории «художники», это основа. Поэтому и в своих картинах я считаю, что безусловно важна драматургическая часть, но художественное воплощение на основе главной мысли, которую вы делаете — это очень важный мир визуальной культуры.
Линч — один из людей, который стал авторитетом визуальной культуры в кино. Не думаю, что есть последователи Линча в России. У нас было много художников — Параджанов, Тарковский. В России сейчас национального кино практически не существует. А уж креативных фильмов практически нет, к сожалению.
Алёна Полунина, российский документалист:
Достигнуть такой [«линчевской»] атмосферы документальным способом — это высший пилотаж. Из документального кино видела такое у [венгерского режиссёра] Петера Керекеша, но это не полная аналогия.
Слушайте, это говорит о том, что если бы такой [документальный, с атмосферой Линча] фильм у меня в памяти был, я бы его среди ночи вспомнила. Это правда высший пилотаж.
Я скорее мечтала бы снять такое. Были такие моменты, но не в кадре, и не в жизни героев, — это было моё субъективное в тот момент. Когда я снимала «Революцию, которой не было», такое иногда происходило не в кадре, а в моём сознании.
Кирилл Разлогов, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России:
Отголоски Дэвида Линча можно увидеть у [Тимура] Бекмамбетова в «Дозорах», есть в «Вие» [экранизации повести Николая Гоголя в 2014 года в постановке Олега Степченко], есть в американских картинах Бекмамбетова.
Это влияние не на артхаус, а на кино зрительское, массовое — потому что эффекты, которыми он пользовался, по природе своей голливудские. Это чисто хичкоковская штука. У него были яркие абстрактные моменты и острое восприятие насилия. У нас отношение к провинциальной России — ужас-ужас-ужас, но не сверхъестественный ужас.
В российской провинции достаточно естественных ужасов. Чего не позаимствовали — это «Простую историю» с её отказом от всех поверхностных выразительных средств. Зато аналогии с Линчем можно найти в русской классической литературе.
Алёна Долецкая, главный редактор журнала Interview:
Дэвид абсолютно уникален в своей темноте, в том, как он видит темноту — и подсознательную, и сложную, и внутреннюю, и драматичную. Он и сам по себе очень особенный.
По нашей российской земле второй Дэвид Линч не ходит, а потому и коллаборация такого рода, как Линч с Лубутеном [речь о совместном фотопроекте, где модели были одеты в туфли Кристиана Лубутена] — её просто и не было.
Дело не в том, что нет русских Лубутенов — есть прекрасные русские обувщики — но примеров союзов такого рода я привести не могу.
Максим Шатохин, директор «Российской организации Махариши»:
Дэвид Линч давно поддерживал нашу организацию, он приехал на свою выставку фотографий. Мы подготавливали во ВГИКе свою презентацию его книги «Поймать крупную рыбу», он сказал, что может выделить на неё день. И на следующий день людей было больше, чем на любой презентации во ВГИКе. У него ещё была презентация книги в РИА Новости и крупном книжном магазине.
Когда смотришь на картины Дэвида Линча и фильмы его, там много тяжёлых моментов — не подумаешь, что в жизни он противоположный человек: такой душка, очень светлый, все стопки книг терпеливо подписывал, никаких резких движений. Я пришёл к выводу, что ему очень помогли 40 лет [трансцендентальной медитации].
http://www.bbc.com/russian/society/2016/01/160120_qd_lynch_anniversary