[:ru]
Впервые государственная институция – Национальный музей – представил актуальное искусство страны на международной арене проектом «Фокус Казахстан». Искусствовед Айгерим Капар поговорила с куратором проекта Розой Абеновой.
Айгерим Капар: За двадцать семь лет независимости проект «Фокус Казахстан» – первый, в котором государственная институция представляет современное искусство в глобальном мире. Как так получилось, что «непонятное» искусство стало лицом страны?
Роза Абенова: В музее я работаю со дня его основания в 2014 году и руковожу Центром современного искусства. Мы работаем в двух направлениях – модерн и современное искусство. И то, что мы сейчас представляем на международной арене искусство Казахстана, это результат программной работы центра.
Началом стала выставка «В поисках идентичности», где были представлены работы как классиков живописного жанра: Уке Ажиева, Абылхана Кастеева, Салихитдина Айтбаева и других, так и представителей современного искусства: Рустама Хальфина, Галима Маданова, Георгия Трякина-Бухарова, Алмагуль Менлибаевой, Саида Атабекова, арт-группы ZitAbl и многих других. И можно сказать, что тем самым мы заложили основу деятельности центра, которая, кстати, концептуально и отражена в проекте «Фокус Казахстан».
Мы первыми провели ретроспективную выставку художника андеграунда Сергея Маслова, а также организовали ряд персональных выставок художников, которые ранее не были широко представлены на музейных площадках: Молдакула Нарымбетова, Сауле Сулейменовой, Асхата Ахмедьярова. Открыли большую выставку «Актуальное наследие: Взгляд в будущее» в преддверии EXPO, где представили работы художников Рашида Нурекеева, Елены Воробьевой, Сауле Дюсенбиной, Сакена Нарынова.
Стараемся поддерживать молодых художников, к примеру, арт-группы «Кадмий красный», «Арт-Сапар» и проект с участием молодых художников «Время и Астана». Мы ввели в практику сотрудничество с независимыми кураторами, в том числе и с молодыми: Индирой Дюсебаевой, Владом Слуцким и с вами, Айгерим.
АК: И когда встал вопрос о реализации программы, у руководства музея не было другого выбора как представить современное искусство?
РА: Чтобы вас понимали надо разговаривать на одном языке, а современное искусство – язык глобализации.
В рамках «Фокус Казахстан» мы объединили четыре выставки темой диалога между несколькими поколениями художников.
И когда были обозначены страны проекта – Южная Корея, Германия, США и Англия – перед нами встала задача не просто экспонировать работы наших художников, но прежде всего заявить о них. Стратегическим вопросом стал выбор партнеров проекта. Мы решили опереться на людей, которые интегрированы в международное арт-сообщество. Например, в Лондоне кураторами были приглашены Индира Дюсебаева, с которой у нас был опыт работы на выставке известного скульптора Цадока Бен-Давида, и Алия де Тезингаузен, доктор искусствоведения, которая занимается исследованием искусства Центральной Азии. Их включенность в местную арт-сцену, разработка концепции определили успех выставки «Постномадические горизонты». И то, что главный куратор предстоящей Венецианской биеннале Ральф Ругофф дал высокую оценку данной выставке, подтверждает, что мы движемся в правильном направлении.
АК: Было заметно, что проект – не просто формальность, как зачастую случается с представлением казахстанской культуры, традиционно и по обычному сценарию: кони – юрта – баурсаки.
РА: Для нас было особенно важно говорить на актуальные темы и показать, то что на самом деле происходит в культурной жизни страны.
В Берлине проект имел комплексный подход – выставку и арт-резиденции для художников. Приглашенными кураторами были: авторитетный международный куратор, специалист по русскому авангарду Дэвид Элиотт, известная на международной арт-сцене художница Алмагуль Менлибаева и директор Momentum Worldwide Рейчел Риц-Воллох. Они провели совместное исследование творчества казахстанских женщин-художниц четырех поколений – выставку «Хлеб и розы». Для наших ребят была подготовлена активная двухмесячная программа, оборудованные мастерские, а самое важное – они приобрели новые контакты и знакомства.
АК: В Джерси-Сити выставка арт-группы «Кызыл трактор» «Коллекция мыслей: Придумывая истории» прошла в партнерстве с одной из самых авторитетных площадок – Азиатской неделей современного искусства (ACAW). Насколько получилось интегрироваться в диалог?
РА: Куратором выставки пригласили Лизу Ахмади, директора Недели, она уже работала с нашими художниками и не раз была в Казахстане, мы приглашали ее с лекцией. Ассистентом куратора был Владислав Слуцкий. Выставка проходила в Mana Contemporary с фокусом на творчество Молдакула Нарымбетова как ключевой фигуры арт-группы.
ACAW – платформа, объединяющая ведущие художественные институции Нью-Йорка и Азии.
Мы очень горды стать частью этого диалога. «Кызыл трактор», наша самая известная арт-группа, все же недостаточно изучена, и для нас было важно представить их в международном контексте, найти новое прочтение и осмысление их наследия. На мой взгляд, кураторская концепция с этой задачей справилась, рассматривая художников первыми коллекционерами и их студии в качестве коллекции, которые рассказывают нам через мифотворчество не только личную историю, но и историю региона.
Проект вызвал большой интерес, на открытии присутствовало несколько сотен человек, и это было беспрецедентное представление современного казахстанского искусства в США.
АК: Читала несколько отзывов о нашумевшем перформансе «Очищение» на открытии, когда художники катили огромный барабан в сопровождении «шаманского» ритуала с разбрызгиванием воды и муки, кто-то из критиков недопонял, что это был за белый порошок. Насколько сложно быть первыми и работать с аудиторией, которая не знакома с нашим контекстом?
РА: Четыре международных выставочных проекта за год – большой вызов, с учетом того, что это новый опыт для нас. Благодаря партнерству с музеем современного искусства SIMA в Сувоне проходит выставка «Евразийская утопия: Post Scriptum». Это самая большая выставка, заявленная SIMA как выставка года и представленная на двух этажах. Международному сообществу крайне интересен наш центральноазиатский регион.
Если искусство Китая, Индии и Юго-Восточной Азии уже знают на мировой арт-сцене, то наше – белое пятно на карте современного искусства.
В целом «Фокус Казахстан» показал около 400 работ, включая архивные документы 94 художников. Мы привлекли к проекту 14 кураторов и специалистов, как международных, так и казахстанских. Над проектом работало международное PR-агентство Pelham Communications. Если такие проекты получат системный характер и будут финансироваться, мы можем получить хороший результат за 3-5 лет. Я не говорю, что нам нужно завоевать арт-рынки, но быть представленными – важно.
АК: Как вы думаете, такое внимание к современному искусству значит, что государство признает и заинтересованно в развитии этой сферы?
РА: Мы давно были должны участвовать во всех крупных международных выставочных проектах, особенно на Венецианской биеннале.
Отсутствие казахстанского павильона уже набило всем оскомину.
И вот, когда выходит такая программа, они были просто вынуждены показать актуальное искусство. Благодаря программе «Рухани жангыру» мы получили финансирование, которое позволило реализовать амбициозный проект с фокусом на современное искусство.
И надеемся, что в 2019 году Казахстан будет участвовать на Венецианской биеннале.
АК: Мы немного припозднились, но лучше поздно, чем никогда?
РА: Безусловно, теперь главное, чтобы этот пятилетний проект получил продолжение, и важно, чтобы не только мы, но и другие музеи могли участвовать. Я разговариваю с музейщиками, им тоже выделяют финансирование, они проводят локальные выставки в регионах, поддерживают художников.
АК: Немаловажно развивать и популяризировать современную культуру внутри страны.
РА: Да, и есть сейчас критика в адрес нашего проекта, и я ее вполне разделяю, что художников современного искусства, которых мы представляем, широкая аудитория внутри страны практически не знает, о них знает только узкий круг профессионалов и люди, интересующиеся искусством.
АК: А почему критика проекта «Фокус Казахстан»? Это, скорее, вопрос к тому, что у нас в принципе не представлено искусство широко, выставки редки даже в крупных городах, в регионах и того меньше, общественности нужно постараться, чтобы встретиться с работами художников.
РА: Одна из главных задач любого музея – это сохранять культурное наследие, а вместе с тем популяризировать и развивать, но функции музея должны меняться согласно реалиям современного мира и запросам общества. Да, нам нужны центры современной культуры, музеи современного искусства, необходимо собрать коллекцию 90-х и 2000-х, работы данного периода фактически разошлись по частным коллекциям.
АК: В прошлом году в музее проходила выставка молодых художников «Время и Астана: После будущего», и несколько ее участников попали в берлинскую арт-резиденцию. Почему для вас и вашего центра важна поддержка молодых художников и кураторов?
РА: Молодые художники – это наш потенциал. Если сделать краткий анализ современного искусства, то видно, что был подъем с 90-х годов до середины 2000-х. В этот период сформировались личности, которые оставили свой след, внесли свой особый вклад в искусство Казахстана, а потом мы видим спад.
Отчасти это связано и с закрытием ЦСИ-Сорос, а также уходом из жизни ключевых художников, формировавших среду.
Сейчас я вижу, как нарастают молодые, появляются новые имена, они по-другому мыслят, знают иностранные языки, много путешествуют, есть профессиональная насмотренность, но все-таки важно наличие формирующих институций, которые поддержат их реализацию.
АК: Роза, как главный куратор проекта скажите, пожалуйста, какая сложилась общая картина, какие итоги уже можно подвести и какие планы на будущее?
РА: Это наш самый широкомасштабный проект, но это только попытка сделать обзор казахстанского искусства начиная с 30-х годов прошлого века по сегодняшний день. Каждая выставка уникальна и отработана очень хорошо. Музей не цензурировал проекты, мы были равноправными партнерами, только дали импульс, что можно вместе представлять как живопись, скульптуру, графику, так и все современные формы.
Можно, прослеживая диалог поколений, осмыслять историю казахстанского искусства.
Сейчас готовим каталоги по каждой выставке, это отдельный большой блок работы, который, я уверена, принесет свои плоды, так как нет еще такого полного сборника актуального искусства, который был бы направлен на зарубежную аудиторию.
Есть множество уроков, которые мы должны извлечь, особенно в организационных моментах. Например, многие мировые музеи имеют партнеров специализированно занимающихся логистикой арт-объектов, печатной продукцией, дизайном, в искусстве нет мелочей и важно нарабатывать качественных поставщиков.
АК: У нас же работает тендерная система и тут уж как повезет…
РА: И нам порой приходится работать за всех. Мы бы хотели выставиться на лучших музейных площадках, но планировать нужно за 3-5 лет, а у нас бюджетирование формируется за год в лучшем случае, а порой бывает так – сегодня открытие, а завтра финансирование.
Это усложняет долгосрочное планирование, и если мы хотим качественное исполнение, нам необходим пересмотр механизма реализации проектов в сфере, а также закона о государственных тендерах. И все же, исходя из времени для подготовки, а также небольшого опыта в организации зарубежных выставок, проект получился успешным. Обычно я критически отношусь к результату, как говорится, нет предела совершенству, но в данном случае у меня есть чувство удовлетворения и ощущение, что результаты проекта предвосхитили ожидания. И есть понимание того, что мы можем делать большие и значительные международные проекты на высоком профессиональном уровне.
[:]