Золотой человек (он же Алтын адам, он же Golden man) – национальный символ нашей страны. Вообще, нам очень повезло, что именно этот первый Золотой человек стал одним из символов молодого Казахстана. Именно первый, а не второй и тем более не третий. Потому что третий Золотой человек, найденный в Восточном Казахстане, несет в себе проклятье.
Третьего Золотого человека нашли в Шелектинских курганах, расположенных в Зайсанском районе Восточно-Казахстанской области. Эти места выгодно отличаются своими благоприятными климатическими условиями. Поэтому, начиная с эпохи бронзы, эти земли были густо заселены земледельческими и скотоводческими племенами. Судя по всему, Шелектинская долина являлась местом ставки могущественных владык Великой степи. Здесь расположено более двухсот памятников раннего железного века. Причем 130 курганов сако-скифского времени находятся в центральной части долины – на относительно небольшой площади, охватывающей 1,5 км в ширину и 6 км в длину. Такая плотная концентрация элитарных памятников сакской культуры встречается очень редко.
Археологи пока успели раскопать и изучить тринадцать курганов. Сенсационный материал получен с кургана Байгетобе, где был обнаружен третий по счету Золотой человек. Всего в кургане Байгетобе найдено 4303 золотых изделия. Большое количество ювелирных украшений и огромные размеры могилы указывают, что здесь был погребен всесильный властитель – не просто вождь племени, а настоящий царь. В отличие от иссыкского Алтын адама, который, по мнению ученых, являлся царевичем или царевной, шелектинский Золотой человек – это могучий мужчина-воин. Об этом свидетельствуют доспехи, изготовленные из литого золота (у иссыкского Алтын адама – это фольгированное золото).
А теперь о сверхъестественном. В древности было принято накладывать на могилы заклинания и заклятья. И чем могущественней был человек, тем более сильные чары накладывали шаманы. Если на могилу обычного человека шаманом накладывался простой оберег, то на похороны царя собирались самые сильные маги, которые накладывали очень мощные заклятья: и на защиту могилы, и как родовые проклятия осквернителю праха. На захоронения жестоких властителей накладывались особые заклятья, запечатывающие в могилу злобный дух погребенного, – чтобы он не вырвался наружу и не стал вновь требовать крови.
Жители долины Шелекты считают, что после того как девять лет назад археологи раскопали курган Байгетобе, в местных аулах стали твориться невообразимые вещи. Они винят в своих бедах потревоженный дух древнего сакского царя – третьего Золотого человека.
(…)
Айдын Егубаев, уроженец этих мест, считает, что спасти долину от надвигающейся катастрофы может лишь возвращение останков сакского царя в гробницу. В качестве варианта сельчанин предлагает открыть музей под открытым небом.
(…)
*****Газета «Экспресс-К», 25 мая 2013 г.