10 января 1947 года, знаменитый Хаджимукан пишет свою последнюю просьбу к властям.
Свое последнее обращение он адресует председателю Совмина республики Н. Ундасынову. Справедливости ради надо сказать: тот подробно изложил заслуги палуана и непосредственно за подписью Н. Ундасынова в ЦК Компартии Казахстана на имя секретаря ЦК Г. Боркова ушла служебная записка с перечнем мер помощи престарелому герою. В ней отмечено также и то, что вместе с группой русских борцов Хаджимукан объездил почти все страны мира, кроме Америки, отстаивая честь России. Фактически он был абсолютным чемпионом мира, так как в борьбе никто его не мог победить. Отмечено и то, что при этом Хаджимукан не имеет никаких званий, хотя он заслужил это своей долголетней деятельностью на цирковой арене, где показал выдающееся мастерство борьбы.
Однако глава высшего исполнительного органа власти оказался бессильным перед секретарем ЦК партии, который оказался равнодушным к судьбе чемпиона мира. Пожилой и уже беспомощный Хаджимукан, на век вперед обеспечивший славу казахской школе палуанов, так и озаглавливает свое письмо — «Просьба».
«Живу в хлеву,
в помещении
для скота»…
Текст этого документа, ныне хранящегося в Госархиве республики, не может не ранить сердце любого нормального человека. Приведем его полностью, чтобы эта боль в который уж раз стала уроком для тех, от кого зависят жизнь и судьба уникальных отечественных талантов.
«Просьба. Аксакал, разрешите изложить просьбу о моих невзгодах. Сегодняшнее мое положение весьма плохое. Прошу взглянуть на меня милосердным взглядом — нет у меня ни пищи, ни одежды. В возрасте, когда мне исполнилось семьдесят шесть и пошел семьдесят седьмой год, впал я в подобное положение. В семье нет человека, пригодного для работы. Есть у меня трое малолетних детей.
1 июня 1946 года я переехал в колхоз «Ленинское знамя» Темирлановского сельсовета Арысского района, однако никакой помощи районные организации Арыси не оказывают. У меня нет дома, хотя обещали построить дом, но не построили. Живу в хлеву, в помещении для скота. Помимо сказанного выше, очень прошу Вас создать для Хаджимукана условия, приличествующие Хаджимукану. Дайте мне прочувствовать мой 75-летний юбилей. Предел моих желаний — это 1-2 коровы с телятами, чтобы было молоко, да кобыла с жеребенком. Других просьб у меня нет. Привет от меня! Ежемесячную пенсию в размере 500 рублей, обещанную Вами, мне так и не выдали. Жду известий. Прощайте, с просьбой Хаджимукан. 10 января 1947 г.»
Не дать трудностям одолеть себя
Говорят, как-то известный поэт Султанмахмут Торайгыров спросил Хаджимукана, в чем суть борьбы, на что тот ответил: «Цель борьбы — не в победе или поражении. Она в том, чтобы, стоя в тесном пространстве арены, на глазах тысячной публики бороться за свое счастье. Движение — это внешний рисунок борьбы, а главное содержание в том, чтобы не дать трудностям одолеть себя. Процесс познания борьбы — в самой борьбе».
Легендарный казахский борец, чемпион мира и России по французской борьбе Хаджимукан Мунайтпасов стал обращаться за помощью только после памятного мая 1945 года, а до того во время войны он не только молча терпел лишения, но и отдавал последнее для Победы. Известно, что в годы войны Хаджимукан отдал на нужды фронта личные 100 тысяч рублей, на эти деньги был куплен истребитель «ПО-2». Как он добыл эти деньги? В 1944 году он организовал в районах Южно-Казахстанской области свое последнее выступление и собрал сумму в 100 тыс. рублей. За свой благородный поступок легендарный силач удостоился благодарственной телеграммы Сталина, а сам, по свидетельствам современников, «едва сводил концы с концами». Мало того, в марте 1945 года, опять же адресуя в фонд обороны, он засеял четыре гектара кукурузы, которую обрабатывал вместе с пятилетним сыном Айдаром.
После войны, когда положение его стало совсем отчаянным, а возраст солидным, 75-летний батыр стал просить власть держащих о помощи и поддержке. Ведь на восьмом десятке лет он оказался без крыши над головой, жил в хлеву, так как его лачужка могла вот-вот обрушиться, с малолетними детьми на руках! Это он, покоривший лучшие цирковые арены Азии и Европы! Но все эти обращения были в конце концов проигнорированы путем могоступенчатого «отфутболивания» разнообразных чиновничьих структур друг другу – как говорится, до степени полной нейтрализации.
В предыдущем письме старый палуан проявляет-таки свою обиду и делает это, как ребенок. «В ходе подготовки к предстоящему юбилею 25-летия Казахской Республики мое имя не упоминается. Я прихожу к мысли переехать в соседний Узбекистан, где, может быть, моим именем назовут хотя бы одну улицу. Поэтому прошу Вас разрешить мне переезд из Казахстана в Узбекистан». Но и эта его просьба была проигнорирована.
Поединок смерти
Но память о великом борце не угасла, напротив, проведенные им уникальные бои продолжают восстанавливаться по фрагментам свидетельств и документов. Вот что рассказывал, в частности, завотделом Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова Э. Валиханов. «Хотя знаменитый батыр Хаджимукан Мунайтпасов и снискал себе славу непобедимого на борцовском ковре, но были в его биографии поединки особо тяжелые. Как тот, что произошел в 1905 году с японцем Сар-Кетеном. Это действительно была схватка не на жизнь, а на смерть, историки даже назвали ее «поединком смерти». А дело было так. В 1905 году Хаджимукан с восемнадцатью русскими борцами выступал в Японии. Коллеги палуана тщательно готовились к схватке с Сар-Кетеном (по-видимому, это псевдоним японского борца), который был непревзойденным мастером джиу-джитсу. Опасения россиян подтвердились – он их всех легко победил. Последним на ковер вышел Хаджимукан. По условиям они дрались по пять минут с перерывом на отдых. Но первые же пять минут оказались очень тяжелыми для казахского борца. Пальцы японца были как железные когти – сильные и цепкие. И когда он хватал Хаджимукана, они «впивались и разрывали мышцы», — вспоминал батыр. Лицо палуана во многих местах было ободрано до кости, а кровь текла рекой. Каждое неосторожное движение могло быть последним.
Зрители неистовствовали. После первого перерыва Хаджимукан призвал на помощь аруахов и, словно в последний раз, вышел на ковер. Ценой невероятных усилий ему удалось подмять под себя Сар-Кетена. Усевшись ему на спину, он «содрал кожу с шеи японца» – и тот уже не мог сопротивляться. Потом казахский борец закинул голову противника и сделал чисто традиционное, риторическое движение, словно собрался «разодрать пасть», хотя делать это, по словам батыра, он не собирался. В это время японские болельщики повскакивали со своих мест и ринулись на ковер. Эта толпа разъяренных зрителей растерзала бы Хаджимукана, если бы не российские борцы. Все восемнадцать, они заслонили собой отчаянного палуана, который не мог разжать своих рук, судорожно сведенных на «оскаленном» лице поверженного противника.
После этой схватки, от описания которой сотрясались тогда все газеты планеты, Хаджимукан долго лечился в Петербурге. Его навещал сам Поддубный и другие борцы.
Уже в советское время палуан, будучи «в возрасте», выступал с показательными номерами. Так, в 1936 году, когда ему сравнялось 66 лет, голыми руками скрутил железные сани. Другой трюк: в особую перекладину впрягали двух верблюдов, и силач их держал, не давая сделать ни шагу. Он также тащил огромные сани, не по снегу, а по земле, на которых восседали 20 человек. С дореволюционных времен и лет до семидесяти Хаджимукан демонстрировал и такой трюк – на грудь ему клали помост, куда въезжал автомобиль и какое-то время двигался вверх-вниз в такт мерному дыханию борца.
Стыд в наследство
Хаджимукан Мунайтпасов не оставил после себя ни учеников, ни богатства, ни дома для своей семьи. Остались только память и стыд, который уже не погасить никакими памятными мероприятиями и посмертными почестями. Он жил в Шаульдерском районе Южно-Казахстанской области, происходил из бедняцкой семьи. До 20 лет работал батраком у баев и кулаков. К этому времени он, обладая богатырской силой, становится непобедимым борцом. В 20 лет он попадает в Казань, оттуда — в Петербург, Одессу, Гамбург, обучаясь искусству борьбы. Через два года учебы Хаджимукан впервые выступает на арене Киевского цирка и с тех пор, в 90-х годах прошлого столетия, становится профессиональным борцом — чемпионом России. Умер Хаджимукан Мунайтпасов в 1948 году в возрасте 78 лет, по версии — от затяжного воспаления легких, заработанного проживанием в морозы в помещении для скота.
Источник: http://ug.zanmedia.kz