[:ru]
Огромное количество компаний — от производителей одежды и косметики до финансовых организаций и технологических корпораций — ушли с российского рынка. Часть из них заявила, что меры «временные» и продолжает платить сотрудникам во время простоя. Всему причина —вооруженный конфликт в Украине. По разным данным общее количество санкций превысило отметку в пять тысяч. Россия заняла первое место в мире по количеству примененных к ней санкций, обогнав Иран, Сирию и Северную Корею. Учитывая, что казахстанский рынок тесно связан с РФ, корреспондент ИА «NewTimes.kz» Жулдыз Жапарова выяснила, как это на нем отразится.
Новые возможности
Такие известные мировые бренды, как ZARA, Starbucks, H&M, KFС, которые заявили об уходе из российского рынка, не собираются уходить из Казахстана. Они работают в прежнем режиме и активно готовятся к празднику Наурыз. Об этом корреспонденту ИА «NewTimes.kz» сообщили в пресс-службе сети ТРЦ MEGA, отметив, что данные бренды для выхода на рынок Казахстана выбрали именно их.
«Магазины и бутики международных брендов в сети ТРЦ MEGA работают в прежнем режиме. Более того, MEGA совместно со своими арендаторами, подготовили для своих гостей специальные промокоды к Наурызу. Так с 1 по 20 марта в Stories официальных аккаунтов ТРЦ сети MEGA ежедневно появляются промокоды, по которым подписчики могут получить уникальную скидку в магазины наших арендаторов», — отметили в пресс-службе.
Также представители сети ТРЦ MEGA рассказали, что постоянно ведут переговоры с международными брендами, которых еще нет в Казахстане.
Так, весной 2022 года в MEGA Park откроется американский ресторан быстрого питания PQ и французкая кофейня La Tartine. В MEGA Silk Way начнут работу магазины итальянских брендов Carpisa и Terra Nova, а также магазин польского бренда детской одежды Coccodrillo и магазины спортивной одежды Adidas и Adidas Kids. Летом в MEGA Alma-Ata после расширения откроется магазин турецкого бренда LC Waikiki нового формата, где появятся отдельные корнеры для обуви, товаров для дома и домашней одежды.
Все на месте
Говоря о продуктах питания, в пресс-службе сети ТЦ METRO Казахстан заявили, что ни от кого из зарубежных поставщиков не поступала информация о закрытии или ухода с рынка Казахстана.
«Все международные компании, представленные на полках, продолжают работать в штатном режиме», — отметили в пресс-службе.
В целом, у многих поставщиков возникают проблемы с наличием товара, в связи с большим объемом закупа продукции. Однако, несмотря на нестабильную ситуацию, происходящую сейчас в торговом мире, в METRO заверили, что уход международных торговых брендов с российского рынка никак не повлиял на наличие товара на полках в торговых центрах в Казахстане.
Не остановил свою деятельность в Казахстане и McDonald’s. Напомним, 8 марта американская корпорация сообщила, что из-за проведения военной операции РФ в Украине приостанавливает бизнес в России. При этом в компании уточнили, что продолжат выплачивать сотрудникам в России и Украине заработную плату. Что касается Казахстана, то здесь, напротив, бизнес не просто не приостановлен, он расширяется.
Так, 23 февраля открылся первый ресторан McDonald’s в Атырау, а 26 февраля компания отпраздновала открытие еще одного ресторана McDonald’s в Алматы. Кроме того, судя по официальной странице в Facebook, сотрудники сети ресторанов активно готовятся к Наурызу, и даже презентовали новые бургеры.
В свою очередь, ИА «NewTimes.kz» попытался получить ответ о работе компании Nestle на территории Казахстана.
Nestle, производящая продукты питания и напитки, тоже приостановила поставки некоторых товаров в Россию. Кроме того, в компании подчеркнули, что приостанавливают также экспорт своей продукции из России, кроме товаров первой необходимости.
То есть детское питание, каши, специализированное питание и лечебные корма для домашних животных продолжат поставлять в Россию.
Представительство Nestle в Казахстане отказалось комментировать ситуацию, отметив, что редакция за разъяснением касательно работы в Казахстане может обратиться в московский офис. Они же не уполномочены отвечать на вопросы.
Повышение цен
Крупный производитель бытовой химии и товаров для гигиены (Ariel, Fairy, Pampers, Gillette) Procter & Gamble объявил о приостановке инвестиций в российский бизнес, в том числе в маркетинг и промо.
С 15 марта Procter & Gamble повысит цену на всю свою продукцию в среднем на 40%. Это объясняется удорожанием логистики, материалов и девальвацией рубля.
Отметим, что по некоторым позициям цена увеличится более чем на 65-70%. Учитывая, что часть продукции приходит на рынок Казахстана из России, 40% отразятся и на кошельках казахстанцев.
Ожидать ухода зарубежных компаний из Казахстана не стоит
О повышении цен и рисках для Казахстана в связи с уходом мировых брендов из России, рассказал независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев.
«Самый большой риск для нас — это то, что мы всегда были очень маленьким рынком, и обычно все контракты у нас заключались через московский офис. Как это было, к примеру, с компанией Sony, у которой даже не было региона «Казахстан» в Sony Playstation (в Sony Market — прим. редакции), где они продают игры. Объяснялось это просто. Мы — маленький рынок. Им невыгодно здесь держать какой-то штат. Поэтому они заключают контракт с Россией, которая на все постсоветское пространство распространяет товары», — объяснил Чеботарев.
По его словам, в Казахстане под риском находятся те компании, которые не имели прямых договоров на поставки.
«Если, например, компания Nestle работала через московский офис и все поставки сюда шли через Россию, то сейчас они под угрозой срыва, поскольку в Россию эти товары не доставляются», — заметил аналитик.
Между тем, ожидать, что зарубежные компании покинут Казахстан — не стоит. Напротив, по мнению Чеботарева, наша страна получит шанс настроить прямые работы, прямые контракты и больше не работать через Россию.
«Со временем, когда в России будут сняты санкции, возможно, наоборот, центральные офисы компаний останутся в Казахстане и будут поставлять продукцию через Казахстан на российский рынок. То есть, это наш шанс диаметрально поменять ситуацию. В любом случае, уходить они (мировые бренды — прим. редакции) не будут, для этого нет никаких причин. Просто могут быть задержки», — заявил он.
Эксперт также отметил, что возможно подорожание импортируемого товара, поскольку новые логистические пути могут быть дороже. Кроме этого, повышение цен будет из-за роста спроса, так как не все контракты можно будет быстро перезаключить.
Мировые бренды и компании приостановили работу в России после того, как 24 февраля президент РФ Владимир Путин принял решение о проведении в Украине специальной военной операции.
Россию уже покинули или объявили об уходе около 230 международных компаний.
[:]