АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Появление двух новых мегаполисов продиктовано следующим этапом развития страны

040683521В ближайшие годы в стране заложат фундамент для двух новых мегаполисов, которые будут отличаться развитой по мировым меркам инфраструктурой.Об этом сообщил Глава государства Нурсултан Назарбаев. С одной стороны, задача продиктована новым этапом развития Казахстана, где ставку делают на устойчивый рост экономики и вопросы ее модернизации и диверсификации, с другой – проблема появления крупных мегаполисов продиктована процессами урбанизации, людским «столпотворением» в Астане и Алматы и ростом внутренней миграции, которая в былые времена охватывала порядка 300 тыс. казахстанцев.

Как отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на Евразийском форуме развивающихся рынков: «Мы имеем перед собой задачу еще создать два мегаполиса, а также ряд «умных зеленых» и безопасных городов». По замыслу Главы государства, они станут опорными точками роста казахстанской экономики и процесса ее диверсификации.

«Высокая плотность населения, диверсифицированность и развитость инфраструктуры, человеческого капитала усиливают обмен и распространение знаний. Это способствует процессу изменений, инноваций и зарождению новых направлений экономики», – отметил Нурсултан Назарбаев.

Города издревле были центрами ремесла и торговли, а сегодня их роль и значение в экономике изменились, где их удельный вес существенно возрос. Если в начале ХХ века только 13 процентов населения жило в городах, то теперь горожанами на планете является 47 процентов. Как следствие, порядка половины мирового ВВП приходится на города. А значит, облик современной экономики определяют крупные мегаполисы.

Схожую ситуацию в Казахстане иллюстрирует Алматы. Этот город дает четверть доходов в республиканский бюджет. В 2012 году южная столица перечислила в госказну 1,2 млрд тенге, что оказалось в два раза больше, чем три года назад. При этом свыше 60 процентов налоговых поступлений приходится на малый и средний бизнес (МСБ).

Последний аспект привлекает особое внимание, так как доля МСБ сегодня считается одним из показателей модернизации экономики страны. В развитых государствах данный показатель превышает 60 процентов, в Казахстане он уже несколько лет продолжает дрейфовать на уровне 30 процентов. Как показывает мировой опыт, малый и средний бизнес прекрасно развивается в городской среде. Проблема в том, что ему необходим не просто населенный пункт, а настоящий мегаполис с развитой инфраструктурой. Поэтому появление еще двух крупных городов в Казахстане обещает ускорить процесс появления массового малого и среднего бизнеса, а в целом диверсификацию экономики и перевод ее на рельсы инновационного развития.

 

Происхождение городов

Традиционно города возникали на торговых путях. В Центральной Азии караваны со знатными шелками вынуждены были останавливаться на ночлег и отдых. Но привал на Востоке способствовал зарождению базаров и торговых городов. Таким образом, в наших краях появилось много городищ, слава о которых доходила до Европы. Другим способом возникновения городов стали ханские ставки и столицы, вокруг которых разворачивалась бурная и насыщенная многими событиями политическая и экономическая жизнь. Данный механизм работает и сегодня. И речь идет не только о появлении в Казахстане крупного мегаполиса – Астаны. Аналогичные примеры показывает много других стран, где принималось решение о переносе столицы.

Но в конце ХХ века и начале XXI столетия, когда в мире обострилась борьба стран за лидерство, о себе стал давать знать новый механизм градообразования. Мегаполисы стали рассматриваться как инструмент устойчивого роста, диверсификации экономики и модернизации общества. Поэтому в государствах, где проходят эффективные и успешные реформы, наблюдается стремительный рост крупных городов. За примером далеко ходить не нужно, в соседнем Китае наблюдается активный процесс урбанизации, а численность населения городов стремительно растет. Как отметила руководитель программы развития ООН Хелен Кларк: «Китайская урбанизация побила все рекорды по своей масштабности и стремительному развитию. Это беспрецедентный случай в истории человечества».

Если 60 лет назад только 10 процентов граждан Поднебесной жили в городах, то сегодня свыше 50 процентов. Причем основной рост пришелся на последние 20–30 лет, в период бурных экономических реформ. В Европе, по словам Кларк, процесс «урбанизации занял 150 лет, а Латинской Америке потребовалось 210 лет». Но и это не предел для КНР. По данным исследования ООН, к 2030 году население китайских городов увеличится до 310 млн человек и составит более 70 процентов общей численности граждан. Через 17 лет в мегаполисах будет проживать 1 млрд человек, на долю которых будет приходиться до 70 процентов ВВП Китая.

О том, какой вклад вносят города в экономическое развитие Поднебесной, хорошо говорит опыт Шэньчжэня, который на заре реформ, в конце 70-х годов, стал воротами для инновационного бизнеса и инвесторов. Город и сегодня задает тон развитию Китая. Здесь имеются штаб-квартиры всемирно известной компании Huawei и других именитых фирм и производителей электроники. Известно, что за развитием Шэньчжэня пристально следил отец китайских реформ Дэн Сяопин, который не раз с инспекционной поездкой посещал город. До начала реформ Шэньчжэнь представлял собой провинциальное поселение на юге страны, а точнее, под боком у Гонконга. И выбор этого города в качестве форпоста широких перемен предопределялся именно его географическим положением. Ведь не зря Дэн Сяопин назвал свою политику политикой открытых дверей.

Таким образом, город Шэньчжэнь – это предначертание на полях реформ. Его цель – привлечь инвесторов и оказать влияние на инновационное развитие Китая. И с такой задачей небольшой мегаполис на юге страны справился успешно. Но не менее интересно узнать, почему Дэн Сяопин, будучи руководителем государства и самой массовой партии в мире, сделал ставку на небольшой город? Ответ на этот вопрос неосознанно приходит, когда непосредственно посещаешь Шэньчжэнь и видишь, что произошло с этим городом за годы поступательных реформ. Чтобы сделать ставку на мегаполис, наверное, надо было разочароваться в государственной и партийной бюрократии, от которых не приходится ждать быстрых результатов, предпочтя им город с режимом свободной экономической зоны, где роль администрации ограничена.

На заре независимости в Казахстане было принято решение о переносе столицы в Астану. Но сегодня в стране назревает новый этап развития. Несколько лет назад Глава государства провозгласил курс на индустриально-инновационное развитие и вхождение в число 30 развитых стран планеты. Новая цель требует соответствующего инструментария политики, в том числе создания новых центров бизнес-роста – двух мегаполисов.

 

Экодемография

Города оказывают влияние не только на экономику, но и на социальную сферу. Мегаполисы традиционно считаются колыбелью среднего класса, который в свою очередь является показателем современного модернизированного общества. В связи с этим рост и процветание мегаполисов будет форсировать становление среднего класса, который 20 лет назад только начал появляться в казахстанском обществе.

Не стоит упускать тот факт, что в городах выше стандарты жизни. Здесь имеются образовательные, культурные и медицинские центры, доступ населения к которым ведет не только к повышению качества жизни, но и к улучшению человеческого капитала. А это та цель, к которой стремится Казахстан и без чего нельзя стране обеспечить стабильный рост экономики и лидерство в XXI столетии.

Говоря о новых возможностях, все-таки не стоит пренебрегать и угрозами, которые связаны с урбанизацией. В городах острее проявляется социальное расслоение населения. Согласно глобальной статистике, число обитателей трущоб в мире растет. Сегодня в них проживает 828 млн человек, или почти миллиард населения. Это явление связано с ростом социального неравенства и со стихийной миграцией. Кстати, последний аспект Казахстан пережил в первой половине 2000-х годов, когда в пригородах Алматы столкнулись с самозахватом земель, возникли целые поселения прибывших из регионов граждан.

Стремительный прирост населения и стихийная миграция дали не только жизнь алматинскому микрорайону «Шанырак», но и способствовали ухудшению криминогенной обстановки. По данным правоохранительных органов, иногородние граждане совершают до 50 процентов преступлений в Алматы. Согласно данным ДВД города, которые были озвучены в феврале, на долю приезжих людей приходится 69 процентов разбоев, 51,7 процента краж, 61,1 процента грабежей. Многие из них, не найдя работы в большом городе, встают на путь преступлений. В этом смысле два дополнительных мегаполиса в стране смогут разрядить демографическую ситуацию в двух столицах, перетянуть миграционные потоки на себя.

Проблема «перенаселения» остро ощущается в Алматы, что заметно не только по криминогенной обстановке, но и по ценам на товары и услуги. В южной столице они на порядок выше, чем по стране. Особенно когда речь заходит о покупке жилья или аренде. В этом смысле больше внимания привлекает Астана, где численность населения, которое сегодня составляет 800 тыс. человек, за полтора десятилетия выросла в 4 раза. По оценке экспертов благодаря постоянному притоку людей цены на недвижимость в столице имеют большой потенциал роста. Так, по данным портала «Казриелт» средняя стоимость квартир в Астане в сентябре составила 303,6 тыс. тенге, или 1,9 тыс. долларов за кв. м, что на 1,61 процента больше, чем в августе. В Алматы цены за этот же период выросли только на 0,64 процента. Постоянный рост цен на жилье – головная боль правительства, которое пока не может найти панацеи от проблемы. Бороться с этим явлением трудно, когда основной поток трудовой миграции устремляется только в Астану и Алматы. Поэтому, как отметил Нурсултан Назарбаев, количественный рост мегаполисов не должен быть самоцелью.

«Я не имею намерения увеличивать население Астаны до каких-то миллионов, – сообщил в апреле Глава государства. – Дальше будут строиться здания, помещения, жилье не для увеличения населения. А для того чтобы обустроить город и имеющиеся деньги направить на то, чтобы создать условия для жизни людей».

Административные методы не помогут сдержать приток населения из регионов в крупные города, в котором в былые годы участвовало порядка 300 тыс. человек. Но с этой задачей можно справиться, если перенаправить миграционный поток в другие города страны. И для решения этой проблемы как нельзя лучше подходит инициатива президента о создании двух дополнительных крупных городов в Казахстане и крупных агломераций вокруг Астаны и Алматы. Такое решение обещает заморозить рост цен в казахстанских мегаполисах, снизить социальную напряженность и улучшить экодемографию.

 

Шанс на успех

«По экспертным оценкам, влияние глобальных трендов в течение ближайших 15–20 лет будет благоприятным для Казахстана.  И это дает  нам «окно возможностей» именно в 15–20 лет для того, чтобы  добиться  максимальных результатов за короткое время», – отметил Глава государства на Евразийском форуме развивающихся рынков.

То же самое можно сказать о планах создания дополнительных двух мегаполисов в Казахстане. Во-первых, у нас уже есть опыт такого рода. Это Астана, которая за сжатые сроки превратилась из областного Целинограда в город, который отвечает современным представлениям о мегаполисе. За это время увеличилось не только население столицы, но и качественно улучшилась инфраструктура города. Кроме того, в столице появились свои центры инновационного роста и высокотехнологичные предприятия, которые отвечают современным представлениям о городской экономике.

Есть и другой опыт – Алматы, где жизнь также не стояла на месте. Южная столица за этот же отрезок времени очень хорошо интегрировалась в глобальную и региональную финансовую систему, не утратила своего былого лоска – культурного и образовательного центра страны и сохранила первенство в Казахстане по показателю малого и среднего бизнеса.

Во-вторых, как показывает наш опыт, в Казахстане имеется большой потенциал урбанизации. Проблема только в том, что основные людские потоки устремляются только в Астану, Алматы и еще ряд областных центров, создавая здесь людское столпотворение. Разгрузить такой человеческий приток смогут два дополнительных мегаполиса. С другой стороны, это позволит более рационально использовать трудовые ресурсы Казахстана. А они, как показал период бурного экономического роста, не безграничны.

Кроме внутренней миграции также следует учитывать и рост демографии в стране. За последние 12–13 лет численность населения Казахстана выросла на более чем миллион граждан. И если этот демографический процесс будет дальше сохраняться, то численность населения городов страны будет также расти. В данном процессе особое значение имеет не количество, а качество, а именно вопросы улучшения человеческого капитала. Такую задачу проще решить в крупных городах, где сосредоточены образовательные центры и есть раздолье для повышения квалификации и карьерного роста, а также имеются более  «скоростные» социальные лифты.

Марат МАМАЕВ, Алматы