[:ru]
Власти Украины опасаются крестного хода «за мир в Донбассе», организованного в Москве и идущего на Киев.
Крестный ход за мир и прекращение войны в Донбассе, организованный Украинской православной церковью (УПЦ) Московского патриархата (МП), с востока и запада Украины движется на Киев. В украинской столице опасаются провокаций и даже терактов 27 июля, когда участники шествия прибудут в Киев.
Крестный ход стартовал 3 июля из Свято-Успенской Святогорской лавры (Донецкая область), а 9 июля началось шествие из Почаевской лавры (Тернопольская область). Колонны верующих, общая численность которых сейчас пока не превышает двух тысяч, движутся с запада и востока страны и должны встретиться в Киеве накануне Дня крещения Киевской Руси, отмечаемого 28 июля. Ожидается, что еще тысячи паломников, которых доставят на автобусах, присоединятся к участникам крестного хода уже в столице.
Как подчеркивается в обращении предстоятеля УПЦ Московского патриархата митрополита Онуфрия, «крестный ход не связан с политикой, его цель призывать к миру и усилить молитвы о даровании мира украинской земле». Цитируя эти слова митрополита, некоторые украинские СМИ напоминают, что в прошлом году он демонстративно отказался вставать со своего места в Верховной Раде во время торжественного заседания, на котором президент Петр Порошенко зачитывал имена украинских героев, сражавшихся в Донбассе. В Киевском патриархате убеждены, что «главная цель шествия Московского патриархата – «продемонстрировать приверженность украинцев идее «русского мира», которая ранее стала одним из аргументов принятого российским лидером Владимиром Путиным решения начать агрессию против Украины».
Как пишет газета «День» в материале «Крестный ход: верой едины?», луганчане и дончане ранее были очевидцами таких псевдоправославных флешмобов с кучкой сектантов, которые носили портреты царя Николая Второго, Сталина и транспаранты «Хватит кормить Евросодом!» во время активной фазы боевых действий. «Это были не просто православные мероприятия, как кажется, а элементы имперской политики по насаждению яда «русского мира», который в конечном итоге стал фоном для вербовки в «ополчение», вылился в бросание металлолома на рельсы, чтобы остановить силы ВСУ, мифы о «бандеровцах», захваты зданий госучреждений, а в дальнейшем – и в масштабную войну, в которой погибло уже более чем десять тысяч украинцев», – подчеркивает «День».
Эксперты, политики и общественные активисты не исключают, что стартовавшая церковная акция может быть организована Кремлем для дестабилизации ситуации в украинской столице. Как заявил накануне спикер Верховной Рады Андрей Парубий, «мы с вами становимся свидетелями того, как одна из религиозных организаций, которая имеет свой духовный центр в стране-агрессоре, мобилизует большое количество верующих и стягивает их в Киев, называя это мирным крестным ходом. Кроме действительно мирных верующих, там есть и провокаторы с запрещенной экстремистской символикой, последователи пророссийских так называемых казачьих организаций и молодые люди спортивного телосложения, которые раньше принимали участие в рейдерских атаках и провокациях с захватами храмов».
Еще весной этого года в ОРДЛО (Отдельные районы Донецкой и Луганской областей) к представителям УПЦ МП приезжала делегация Русской православной церкви для подготовки этой спецоперации, рассказывает координатор группы «Информационное сопротивление», депутат Верховной Рады Дмитрий Тымчук:
– Этот крестный ход, по нашей информации, был обсужден и утвержден на оккупированной территории Донбасса. Действительно, мы сейчас наблюдаем в составе этих паломников и сепаратистов, участвовавших в боевых действиях, и казачков, замеченных ранее в разных провокациях, в том числе и 9 мая в ходе акции «Бессмертный полк» в Киеве. И хотя МВД и СБУ предпринимают все необходимые действия, чтобы избежать провокаций, думаю, что острая фаза все же может начаться в Киеве 27–28-го числа.
Украинские правоохранительные органы детально изучают ситуацию вокруг крестного хода и момент, когда паломники подойдут к Киеву и войдут в город. В МВД сообщили, что полицейских будет около трех тысяч. При необходимости к защите порядка будут привлекаться подразделения Национальной гвардии. По словам главы киевской полиции Андрея Крищенко, заявленное количество участников шествия – до 20 тысяч, и пока «там не наблюдается ни псковских десантников, ни спортивных молодчиков, а только примерено сто пятьдесят паломников идут в Киев от Святогорской лавры и до одной тысячи – из Тернопольской области».
Как полагает Дмитрий Тымчук, план кремлевских политтехнологов, очевидно, состоял в том, чтобы устроить массовую провокацию в Киеве с участием, с одной стороны, верующих УПЦ Московского патриархата, а с другой – верующих УПЦ Киевского патриархата, который традиционно проводит в столице крестный ход 27 июля:
– Но УПЦ Киевского патриархата поступила очень мудро, они перенесли шествие, которое теперь состоится днем позже. И у нас теперь есть подозрение, что если не удастся столкнуть участников обоих крестных ходов, то могут быть провокации уже по линии российских спецслужб. Те казачки, которые сейчас охраняют святогорских и почаевских паломников, уже в столице могут выступить в роли, например, украинских националистов с символикой, скажем, запрещенного в России «Правого сектора» и устроить какие-то провокации с кровопролитием для того, чтобы российские СМИ получили «хорошие картинки».
По мнению киевского политтехнолога Тараса Березовца, в Москве неспроста стараются привлечь к крестному ходу УПЦ Московского патриархата максимальное внимание:
– Внимание, которое уделяется этому событию, явно преувеличено и не заслуживает подобного ажиотажа. Что же касается безопасности участников шествия, то естественно, никто ее гарантировать не может. На пути крестного хода могут стать не только правоохранительные структуры, но и радикально настроенные украинские граждане. Недавно в Борисполе местные жители проголосовали за то, чтобы не пропускать участников крестного хода через территорию города. И если они попытаются пройти, то вполне возможны столкновения. Это и является целью организаторов подобных провокаций. Им необходимо видео с избиением мирных верующих, которое бы транслировалось на пропагандистских каналах Кремля, но самое главное – чтобы попытаться углубить раскол между верующими УПЦ Московского и УПЦ Киевского патриархата. Мы видим, что Россия сегодня пытается создать разные «горячие точки» на территории Украины, и одна из них связана с крестным ходом.
Российский священник и журналист Яков Кротов подчеркивает, что, разумеется, ничего плохого в том, что люди пошли молиться за мир, нет абсолютно, но во всей этой ситуации есть необычные нюансы:
– В смысле пожелания мира крестный ход можно приветствовать. Как в юридическом смысле самое страшное – это избирательное правосудие, избирательная правда, так в религиозной жизни – избирательная молитва. В данном случае молитва за мир – это неплохо, но в обращении митрополита Онуфрия, когда объясняется, о чем, собственно, крестный ход, говорится о междоусобной брани. Говорится о том, что в Украине межконфессиональная война. Это, конечно, вызывает недоумение, потому что налицо вторжение соседа в Украину, и это не называется междоусобной бранью, налицо внешняя агрессия, и никакой межконфессиональной войны в Украине вообще нет, это совершенно фантастическое измышление. Теперь спрашивается: если рядом со мной насилуют человека, а я молюсь о том, чтобы ему сделали скидку в парикмахерской, то чего стоит моя молитва? То есть предмет молитвы определен неверно.
Во-вторых, избирательность молитвы в том, что до этого в Украине уже проводились и протестантами, и православными других церквей различные акции, молитвы за мир в Украине, и ни разу Украинская православная церковь Московского патриархата к этим акциям не присоединялась. И в обращении митрополита Онуфрия говорится, что кто хочет, кто может идти в крестном ходе, то пускай идет, но так это не делается. Существует патриарх Филарет, существует митрополит Автокефальной церкви, готовите крестный ход – обратитесь к ним, телефонным звонком, письменно пригласите участвовать, если хотите идти вместе. И, наконец, в его обращении вообще не упоминается, что этот крестный ход организован Украинской православной церковью Московской патриархии, там говорится «Украинская православная церковь». Что, конечно, лукавство, потому что налицо четыре Украинские православные церкви, и делать вид, что только одна из них существует, а остальные все межконфессиональные конфликты разжигают, – это, конечно, неприлично.
Из того, что я видел в видео и фото, конечно, встает вопрос, почему участники крестного хода несут только икону Николая Второго, какое отношение он имеет к войне на Украине, почему только он, тогда как есть огромное количество украинских святых? И почему, это особенно вызывает недоумение, идут с георгиевскими ленточками? Это вообще не религиозная символика! И если бы в нашей общине, где я священник (а у нас есть разные люди, и те, у которых семьи всю жизнь прожили в Севастополе, и они по-своему смотрят на войну, есть и украинцы), кто-то пришел на богослужение хоть с жевто-блакитной ленточкой, хоть с «колорадкой» георгиевской, то я бы сделал замечание, попросил снять. Потому что это богослужение, это молитва, тут такие символы совершенно неуместны.
– Насколько это идет сверху, от церковного начальства? Или снизу, от прихожан?
– Это, конечно, идет сверху. Потому что налицо обращение митрополита Онуфрия. Раньше этого не было. Это приурочено к крещению Руси, очередной дате. И дело в том, что для рядовых православных верующих крещение Руси – вообще не праздник. Он никогда не отмечался. Да и князь Владимир, как отмечал еще великий историк церкви Евгений Евстигнеев-Голубинский, не был канонизирован во времена Киевской Руси. Только с 14-го века, когда уже были утрачены мощи, его стали почитать. Кстати, то же относится к Николаю Второму, потому что в самой России насаждение культа Николая Второго сверху не имеет успеха и не имело, это культ черносотенных интеллектуалов, не более того. В России действительно популярна блаженная Матронушка, к ней ползут на коленях буквально миллионы людей – за исцелением глаз и так далее. Все, что связано с культом последнего императора, это все идеологическая обработка сверху, и не очень успешная. Поэтому я думаю, что то, как организован крестный ход, а там даже есть люди в камуфляже, это, конечно, организация сверху. И я не думаю, что сама церковная власть способна такое сделать.
– В прошлом году было немало дебатов о том, каковы настроения в самой РПЦ, что церковь официально не поддерживает или старается держаться в стороне от конфликта, старалась напоминать, что это единый народ с точки зрения того, что и на Украине есть православные, принадлежащие к РПЦ, и так далее. Сейчас как-то изменилась эта позиция?
– Позиция не изменилась, но дело в том, что война в Украине – это только очень сильно масштабированный конфликт, который уже был в середине 90-х годов в Эстонии, когда Русская православная церковь Московского патриархата перестала поминать Константинопольского патриарха за то, что тот вернул себе эстонские православные приходы, как это было до оккупации Эстонии в 1939 году. Тут уж совсем все чисто канонически, потому что Эстония, конечно, никогда не входила в Московский патриархат, всегда была под Константинополем. И любопытно, что и эстонцы, и русские в этом конфликте оказались по обе стороны баррикад. В этом смысле национальное оказывается вторичным по отношению к политическим интересам. Ориентация на Кремль или на Таллин, на Кремль или на Киев – это политическая ориентация. Так и в Украине многие русские за последние два года стали учить украинский, переходят в Киевский патриархат, где есть службы на украинском, и им это нужно, чтобы показать, что они именно украинцы, хотя и русские. Но конечно, есть и противоположное движение, потому что очень многие люди боятся, что украинизация Украины как-то подорвет их положение и, главное, их самосознание.
Я думаю, что ничего бояться не надо, русскость – это, прежде всего, язык, а язык – это не государственное дело, языку учат в семье, учат родители, поэтому все претензии, что, мол, мало русских школ, это неправильно и к тому же неверно. Как и православие, как и вера – они в семье должны развиваться, а не в государстве! Поэтому, когда я читаю это послание митрополита Онуфрия, у меня возникает вопрос: человек верует в то, что именно семья, личность – опора веры, или нет? Кажется, он все-таки мыслит государственнически и говорит: «Нас пытаются сделать враждебными украинскому обществу». Да кто? О чем речь? Практически все ведущие политики Украины, вся элита – это прихожане Московской патриархии, включая президента, так что тут жаловаться… Это какая-то довольно странная печаль, и я надеюсь, что это временно и пройдет.
Метки: киев,УПЦ,православная церковь,УПЦ МП,Украинская православная церковь,Московский патриархат,УПЦ КП
[:]