В последнее время в политической жизни Казахстана разгорелись споры социального характера. Согласно статистическим данным, в стране сокращаются показатели бедности.
В связи с чем у мажилисменов возникли вопросы к Агентству РК по статистике. Суть претензий сводится к тому, что ведомство всеми доступными средствами улучшает социальные индикаторы, а на деле оказывает медвежью услугу госорганам. Но, как говорит в интервью газете «Литер» глава Агентства по статистике Алихан Смаилов, его ведомство беспристрастно, как Фемида. Если наши граждане покупают ювелирные изделия или украшения, регулярно ездят отдыхать за рубеж, то статистика регистрирует подобные показатели, а не «регулирует» их. Если казахстанцы испытывают нужду, то и этот индикатор находит свое отражение в регулярных отчетах Агентства РК по статистике, говорит наш сегодняшний собеседник. И хотя статистика, как и любая другая наука, не претендует на статус истины в последней инстанции, тем не менее она придерживается безукоризненной точности.
Второй раз за последние 12 месяцев Агентство РК по статистике подвергается критике со стороны некоторых депутатов Парламента. И каждый раз глава ведомства Алихан Смаилов пытается объяснить народным избранникам, что агентство не заинтересовано в искажении данных. И если люди покупают ювелирные украшения и ездят отдыхать на море, это только еще раз подтверждает то, что благосостояние народа повышается, а не то, что в агентстве «приписывают» данные. Статистика знает все. Эту крылатую фразу из знаменитого «Золотого теленка» в интервью газете «Литер» в очередной раз подтвердил Алихан Смаилов.
– Алихан Асханович, расскажите, какую методологию используют в агентстве при построении индекса потребительских цен (ИПЦ)?
– Мы используем методологию, основанную на международных стандартах и мировой практике. Она изложена в таких методологических материалах, как «Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика», «Практическое руководство по ИПЦ», также СНС 2008 г., изданных международными организациями МОТ, МВФ, ОЭСР, Евростат, ООН, Всемирный банк. Статистические органы всех стран обязаны их придерживаться, чтобы обеспечивать сопоставимость рассчитываемых показателей и соответствовать критериям Специального стандарта распространения данных МВФ.
При формировании ИПЦ есть два концептуальных момента. Первый – выборочный метод отбора территорий, объектов торговли и услуг и товаров (услуг) – представителей в них для регистрации цен. Второй – составление потребительской корзины ИПЦ и системы весов на основе расходов домашних хозяйств. То есть в расчет ИПЦ должны войти изменения цен на все значимые товары и услуги, которые приобретаются населением, с учетом их значимости в расходах.
В руководстве по ИПЦ записано: «Когда ИПЦ используется в качестве индекса общей инфляции, он должен основываться на расходах всех домашних хозяйств, независимо от того, к какой социально-экономической группе они принадлежат. Должен включать все потребительские товары и услуги, покупаемые домашними хозяйствами, независимо от их стоимости и от того, относятся такие товары и услуги к категории роскоши или считаются ненужными или нежелательными для какой-либо группы населения».
– Депутаты неоднократно заявляли о том, что цены на продукты постоянно растут, а показатели инфляции практически не меняются. Как вы можете это прокомментировать?
– Инфляция – это изменение цен на все товары и услуги, которые реально потребляются населением. В Казахстане в настоящее время потребительская корзина ИПЦ состоит из 508 позиций, из них: 167 продуктов питания, 252 – непродовольственных товаров и 89 видов платных услуг. Например, в России в ИПЦ с нового года включен 541 вид потребительских товаров и услуг. Если в целом ИПЦ Казахстана взять за 100 процентов, то доля продовольственных товаров составляет 38 процентов, непродовольственных – 32 процента, платных услуг – 30 процентов. В каждой из этих категорий есть товары, услуги, которые за счет своего большого веса оказывают существенное влияние на сводный индекс потребительских цен. Это товары, приобретаемые нами повседневно либо регулярно. При этом цены на некоторые товары растут быстрее, на другие медленнее, а на третьи – наоборот, снижаются. Например, за прошлый год мясо подорожало в среднем по стране на 10 процентов, мука – на 8 процентов, капуста – на 29,6 (здесь и ниже в процентах. – Ред.), яблоки – на 8,4, тарифы на горячую воду – на 10,8, электроэнергию – на 10,1, отопление – на 9,3, абонплата за телефон – на 20 процентов. Цены на молоко за год выросли всего на 3,2 процента, на хлеб – на 2,5 процента. В то же время наблюдалось снижение цен: на крупы – на 27 процентов, масло подсолнечное – на 2,9 (здесь и ниже в процентах. – Ред.), помидоры – на 9,4, огурцы и лук – на 9, междугородний звонок внутри республики стал дешевле на 9,6.
Таким образом, средневзвешенная величина инфляции, а это сумма изменений всех цен на потребительские товары и услуги, составила в декабре 2012 года к декабрю 2011 года в целом по стране 6 процентов, хотя по регионам она различается.
– Опять же одна из претензий депутатов, что уровень инфляции исчисляется по 508 позициям. И в них входят «золото, серебро, шубы, посещение тренажерных залов»…
– В потребительскую корзину входят те товары и услуги, на которые тратит деньги наше население. Это данные обследования расходов домашних хозяйств. Мнение о том, что агентство отслеживает цены на непонятные товары и услуги и не отслеживает цены на мясо, хлеб, молоко, муку и коммунальные услуги (вода, газ, отопление) – это в корне ложное мнение. Все эти и другие продукты питания и коммунальные услуги есть в потребительской корзине ИПЦ, в списке тех 508 позиций. Более того, удельный вес группы «мясо и птица» в ИПЦ составляет 7,6 процента. Хлебопродукты и крупяные изделия в целом занимают 7,1 процента, доля молочных продуктов – 2,9, фрукты и овощи – 4,3. Из платных услуг наибольший удельный вес у группы «услуги ЖКХ» – 13,7 процента. Это одни из наиболее значимых позиций в потребительской корзине, оказывающих наибольшее влияние на уровень инфляции.
– Алихан Асханович, можно подробнее остановиться именно на «шубах и золоте»?
– Доля расходов домашних хозяйств на ювелирные изделия из золота и серебра, по данным за 2011 год, составляет 0,19 процента. Причем это значение практически не изменяется из года в год, что говорит о стабильности потребительских расходов на них. Думаю, многие казахстанские семьи покупают какое-либо ювелирное изделие как минимум раз в два-три года себе или в подарок близким. У каждого в семье кто-то женится, кто-то замуж выходит, родителям на юбилей подарки делают. Да вы посмотрите, на многих рынках торгуют золотом! Если бы его не покупали, кто бы продавал? Соответственно, в корзине ИПЦ присутствует такая позиция. При этом по ней наблюдаются изделия из золота 585 пробы, серебра 925 пробы, в основном это обручальные кольца, серьги, цепочки. То есть органами статистики отслеживаются цены не на золото и серебро, а на простейшие ювелирные изделия из них без камней и другой обработки. И доля их в ИПЦ ничтожно маленькая. Цены на шубы в настоящее время мы не отслеживаем.
– Еще одна позиция, которая вызывает много вопросов, это поездки в Турцию и Китай…
– Не вижу здесь ничего удивительного, хотя честно признаюсь, что касается тренажерных залов и поездок в Турцию и Китай, я не был информирован департаментом статистики цен об их включении в ИПЦ. Они были включены относительно недавно. Ежегодно по итогам обследования потребительских расходов домашних хозяйств производится уточнение отдельных позиций в ИПЦ, для того чтобы учесть изменение в предпочтениях населения. И я об этом говорил на «правительственном часе».
По данным Агентства по спорту, у нас в стране 32 тысячи спортивных сооружений, из них более 7 тысяч – это спортивные залы, куда входят и тренажерные залы. И 3 миллиона 395 тысяч человек регулярно посещают эти самые спортивные залы. Естественно, какие-то расходы население несет в этой связи. Поэтому мы их игнорировать не можем и не должны. Как и поездки за границу. По данным пограничной службы, в прошлом году за пределы страны выезжало более 9 миллионов граждан Казахстана, что на 13 процентов больше, чем в 2011 году. Причем число людей, выезжавших в Турцию и Китай, составило 856,5 тысячи человек и по сравнению с 2011 годом увеличилось на 19,5 процента. Соответственно, эти пункты были добавлены в корзину ИПЦ. Их доля всего 0,08 процента. Это соответствует требованиям международной методологии. Кстати, в той же России в ИПЦ включены поездки в Турцию, Финляндию, Германию, Испанию, Китай и Францию.
– Еще один пункт, о котором говорили парламентарии, это цены на жилье. «По вашим статистическим данным, у нас жилье вообще чуть ли не бесплатно выдается» – это выдержка из выступления одного из депутатов. Как насчет этого вопроса?
– По ситуации с ценами на рынке жилья. В декабре 2012 года в среднем по республике цена продажи нового жилья составила 172,8 тысячи тенге за один квадратный метр и за год повысилась на 12,1 процента, перепродажи благоустроенного – 129 138 тенге и на 16,8 процента, неблагоустроенного – 74 873 тенге и на 15,9 процента соответственно. По регионам эти цифры различаются. Например, цена кв. метра нового жилья в Алматы составила 244,4 тысячи тенге, в Астане – 217,4 тысячи тенге. На вторичном рынке в Астане цена составила 224,7 тысячи тенге, а это почти 1500 долларов США за квадратный метр. Вот, например, если взять в Астане квартиру в сто квадратов, в среднем она будет стоить 150 тысяч долларов. Если для кого-то это кажется бесплатным, то я рад за этого человека.
– Алихан Асханович, наверное, все же не все депутаты допускают некомпетентные высказывания в вопросах государственной статистики?
– Есть отдельные люди, которые некорректно высказываются. А так в целом я очень уважаю депутатов Парламента и вижу, что у них реальная заинтересованность в улучшении дел в государственной статистике. И вопросы они задают актуальные и волнующие население, поскольку они представляют население. Поэтому я им благодарен, что они проявляют интерес к государственной статистике и дают свои рекомендации для улучшения нашей работы.
Диас КУСАИНОВ, Алматы