АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Предприниматель в Казахстане – это почти как коммунист в СССР…

На предприимчивости наших граждан держится все государство…

В свое время залп «Авроры» провозгласил наступление социализма на одной шестой части суши. В отличие от него капитализм в Казахстан пришел мирно, через насышение пустых прилавков казахстанских магазинов импортной продукцией из Китая, Турции, Ирана. Тогда же и появились в первые комерсанты – предпрениматели, получившие в народе название «челноков».

Перестрой сознания

Еще с середины 80-х годов прошлого века, начались первые шаги в сторону предпринимательства. Кризис в умах и экономике крупнейшего государства, побудил в сознании простых граждан естественный жизненный принцип – достойная жизнь. Пришла перестройка, которую считали панацей от всех бед. Упали множественные барьеры, и простой люд стал помаленьку «крутиться». Пришло время кооперативов и уличных торговцев. Этот период можно считать подготовительным в истории  казахстанского бизнеса.

Однако массовым, предпринимательство становится после распада СССР.  Принятый в 1992 году первый закон, по сути, явился долговременной основой деятельности пионеров казахстанского  бизнеса. Не зря авторы документа озаглавили его как «О защите и поддержке частного предпринимательства».  Дело в том, что его содержание определяло основные формы, способы защиты и поддержки частного предпринимательства. Кроме того, первый «свод правил» бизнеса также закрепил  политику отказа от прямого вмешательства государства в дела частных предпринимателей. Одновременно с этим, в стране началась приватизация общественной собственности.

Первый этап истории отечественного предпринимательства, который длился с 1992 по 1995 год, можно охарактеризовать, как стихийность и неконтролируемость всех бизнесс-процессов. Именно в это время появляется, ставшее впоследствии крылатым, выражение «Купи, продай». Если говорить иначе, то смысл, который закладывался в этот девиз, был купить дешевле, продать дороже. Множество людей, бросивших кандидатские и докторские диссертации, в одночасье сменили род своих занятий и ринулись в уличную торговлю, которая стала одной из основных форм частного предпринимательства начала 90-х годов. Продажа, посредничество, скупка и снова продажа всяческих товаров были основной деятельностью большинства новоявленных бизнесменов. У истоков казахстанского бизнеса на предпринимательских полях страны преобладали стройкооперативы, кооперативы которые занимались производством товаров широкого потребления, а также оказывали бытовые услуги. Существовали, малые и частные предприятия, чьи дела концентрировались на торговле, общественном питании и промышленности. А производственные мощности таких предприятий размещались беспорядочно, в основном это были промышленно развитые районы.

Ветер перемен

Следующий этап становления казахстанского предпринимательства пришелся на период с 1996 по 2001 годы. Бандитский пыл лихих 90-х начал сходит на нет. Кроме того, вкусив ранее неведомый плод ­– «частный бизнес», со всеми его сладостями и горестями, предприниматели начинают задумываться о размеренном ведении дел. В это время появляются первые стебельки цивилизованного бизнеса. Примечательно, что это было связано с еще одним, и пожалуй, решающим событием – подписанием 19 июня 1997 г. Закона «Об индивидуальном предприятии» и принятием Указа Президента «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан».

Именно этот, решающий Указ провозгласил о развитии казахстанского бизнеса приоритетной частью государственной политики. Не прошло и года, как в дополнение к новому документу вышел еще один Указ от 27 апреля 1998 года «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности», который сыграл значительную роль.

В течение двух лет, 97-м и 98-м году, практически на всей территории страны от Шымкента до Петропавловска и от алтайских вершин до побережья каспийского моря, возникают методологические, организационные, и консультационные центры, которые стали в последствии своеобразным спасательным кругом предпринимательства. Стоит отметить, что в этих центрах велась подготовка предпринимателей, а педагогами выступали американские специалисты, которые «съели» не одну собаку в этом деле.

1997 год стал годом небывалого роста количества зарегистрированных субъектов малых предприятий. Так по сравнению с 1995 годом число работающих субъектов малого предпринимательства выросло в 2,4 раза, а в сравнении с 1992 годом – в 1,5 раза. При этом, стал ощущаться реальный вклад малого бизнеса в экономику страны.

Но этот подъем не был стабильным и предпринимательскую лодку, то и дело бросало, то вверх то вниз. Ярким примером такой тенденции стало обесценивание оборотных средств, жесткое денежно-кредитное регулирование, сокращение платежеспособности потребителей. Не секрет, что все это сыграло плохую роль, что в итоге привело  к снижению количества субъектов малого и среднего бизнеса на рынке. Однако такой тормоз в развитии национального предпринимательства, лишь зачистил ряды, оставив у «руля» самых стойких.

Прошедшие «естественный отбор», подошли к рубежу нового тысячелетия с новым набором сил и знаний. Так 2001 год принято считать началом новой, современной историей отечественного предпринимательства.

Новое время

За первое десятилетие независимости, отечественные бизнесмены сломали не одно копье и перемололи несколько десятков тонн камней в муку. Но говорить о трудностях, с которыми столкнулось предпринимательство неверно. Государству досталось не меньше, тем более, что оно всегда вступало на сторону бизнеса. С 1992 по 2001 год произошли серьезные изменения, как в экономике страны, так и в законодательной базе, которая регулирует предпринимательскую сферу. Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства», устарел, и новое время требовало изменений. Так на свет появился Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве». Изменения коснулись и численности представителей малого и среднего бизнеса.

Так согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике, по состоянию на 1 июня 2012 года, количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 1,4 млн единиц, из них количество активных субъектов — 839 тысяч. При этом, 70,3 процентов из них ­– индивидуальные предприниматели, 21,4 процентов – крестьянско-фермерские хозяйства, 7,4 процентов – юрлица малого предпринимательства и 0,9 процентов представители среднего бизнеса. При этом, по данным Министерства экономического развития и торговли, количество активных субъектов МСБ увеличилось на 23,6 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так, по  состоянию на 1 июня 2012 года, в малом и среднем бизнесе задействовано 2,6 млн казахстанцев. А в цифрах это получается 30,2 процентов от всего экономически активного населения. Стоит отметить, что численность занятых в МСБ по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличилось на 6,5 процентов.

Согласно экспресс-информации Агентства Республики Казахстан по статистике, «В январе — мае текущего года предприятиями малого и среднего бизнеса выпущено продукции на 2 270 265 млн тенге. При этом более 50 процентов продукции выпущено активными субъектами среднего предпринимательства.

Как видно из цифр, бизнес в Казахстане имеет развитие, медленное, но в тоже время последовательное. При этом не стоит забывать то,  что, как и в любой другой сфере, существуют препятствия. По мнению казахстанских предпринимателей, основной проблемой малого и среднего бизнеса является недостаток оборотных средств. При этом недостаток финансов обусловлен как нехваткой собственных средств, так и трудностями с получением кредитов. Более того, на пути казахстанского бизнеса встал моровой финансовый кризис, в результате которого предприятия, бравшие кредиты не смогли рассчитаться по счетам и в итоге многие были вынуждены объявить о банкротстве. Причина, по мнению пострадавших, кроется в неправильной кредитно-финансовой политике в стране.

Другой проблемой, отечественные предприниматели считают то, что в отличие от крупного и среднего бизнеса, наибольшую опасность предоставляют кредитные займы представителями малого бизнеса, поскольку у них нет гарантий и они не нерентабельны для банков.

С другой стороны, представителям малого бизнеса гораздо легче, чем средним предприятиям, поскольку здесь на подмогу идет законодательство, согласно которому малому бизнесу оказывается больше государственной поддержки. Но на то он и малый, чтобы ему помогать. Однако, из-за этого малый не всегда старается расти в средний. Ко всему прочему предприниматели, сетуют на многочисленные проверки, со стороны государственных органов. Отсюда возникают факты коррупции. Кроме этого, предпринимательство требует квалифицированных специалистов, которых в настоящее время не так много. Дело в том, что система подготовки кадров   профессионально-технических учебных заведений пришла в небытие. Также, сегодня Казахстан стоит на пути инновационного развития. В этой связи изменчивый рынок постоянно требует повышения уровня эффективности и прибыльности, путем стремления к наукоемкому производству и освоению новых технологий.

Но говорить о том, что дела у бизнесменов плачевные, нельзя. И если провести параллель с Россией или Беларусью, то в той же налоговой политике Казахстан имеет более мягкий климат. К примеру, в Казахстане уровень налоговых ставок составляет 12 процентов, в России – 18 процентов, а в Белоруссии – 20.

Шаги в будущее

Безусловно, в сфере отечественного предпринимательства существуют и положительные перемены, тем более, что у бизнеса появляется возможность раскрыть весь свой потенциал. Стоит отметить, что Казахстан ежегодно включают в различные табели о рангах мирового масштаба. Так в рейтинге Doing Business’2013, составленном Всемирным банком, за один год наша страна поднялась с 56-го на 49-е место из 185. Основными курсами положительного роста, по мнению Всемирного банка, стало то, что Казахстан улучшил процедуру решения проблем неплатежеспособности предприятий путем внедрения ускоренного процесса реабилитации, продления срока реабилитации, расширения полномочий и повышения квалификационных требований к арбитражным управляющим.

Кроме этого, Казахстан упростил процедуру создания предприятий, при этом устранив требование об уплате минимального капитала в течение трех месяцев после регистрации. В этой связи особое место уделяется тому, что еще в мае 2010 года была запущена специальная программа «Дорожная карта бизнеса-2020», которая нацелена на эффективное использование потенциала малого и среднего бизнеса страны для вхождения Казахстана в число 50 стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом к 2020 году.

При этом, по словам Президента, главной задачей этой программы,  «является создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего малого и среднего бизнеса».

Таким образом, сильный бизнес является неотъемлемой частью здоровой экономики. Он призван в значительной мере расширить производство товаров и услуг за счет местных источников сырья, создать новые рабочие места и форсировать научно-технический процесс.

В своих ежегодных посланиях народу Казахстана Нурсултан Назарбаев не устает говорить о том, что развитие страны в это должно быть обеспечено ускоренной диверсификацией и повышением конкурентоспособности национальной экономики. Ядром, которой станет предпринимательство. Однако для этого, по словам президента нельзя мешать.

— Я настоятельно требую, чтобы наши чиновники всячески содействовали инвесторам, а не чинили препятствия, — отметил Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном послании в 2012 году.

Борис Пашков.