Совсем недавно Казахстан посетил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Выступая на международной конференции, состоявшейся в университете «Нур» в Алматы, он подчеркнул, что мусульмане должны помогать друг другу в благочестии и богобоязненности, но не во зле и грехе.
О вопросах веры в глобализирующемся мире Равиль Гайнутдин рассказал «ЛИТЕР-Неделе».
ЛИТЕР-Неделя: Как вы думаете, когда люди разделены по различным религиозным вопросам на разные группы, какой позиции мусульмане должны придерживаться?
Р.Г.: В целом Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) работает по принципу «Помогать друг другу в добре и богобоязненности, но не помогать во зле и грехе» (сура ал-Маида, 2). Это мой принцип, как и у досточтимого шейха Верховного муфтия Духовного управления мусульман Казахстана, доктора, профессора шейха Абсаттара хаджи Дербисали. Мы ведем сотрудничество в рамках протокола «О дружбе и взаимопонимании между ДУМК и Советом муфтиев России», который объединяет региональное Духовное управление Российской Федерации.
Не только на основании нашего протокола, но главное – на основании нашей доброй воли, искреннего желания мы взаимодействуем и сотрудничаем, для того чтобы сблизить наши народы, сблизить сердца и души верующих мусульман. Мы понимаем, что Казахстан и Российская Федерация – близкие по духу, политическим взглядам и экономическим интересам государства. Мы также похожи своей полиэтничностью и многоконфессиональностью. Поэтому утверждаем, что мы не только партнеры, но и союзники. Если основными религиями для России являются православное христианство и ислам, то для Казахстана – ислам и православное христианство.
И еще хотел бы добавить, что мусульмане России, особенно тюркоязычные народы, всегда с огромным уважением отзываются о президенте Казахстана Нурсултане Абишевиче Назарбаеве. Более того, наши татары и башкиры называют его лидером тюрков-мусульман, непременно отмечая его политическую мудрость, открытость и толерантность. Вот эти профессиональные черты характера президента поднимают авторитет мусульман Казахстана, где сегодня царят мир, согласие и дружба.
Я с большим удовольствием сотрудничаю с Духовным управлением мусульман Казахстана и лично с Верховным муфтием шейхом Абсаттаром хаджи Дербисали хазретом. Взаимодействуя и сотрудничая, мы понимаем, как сегодня изменяется мир. Поэтому в работе священнослужителей мы уделяем большое внимание духовно-нравственному воспитанию и возрождению исламской культуры наших народов.
Мы знаем и те проблемы, которые существуют сегодня в обществе и которые так же актуальны для России, как и для других стран. Это борьба с проникновением в общество радикальных религиозных мировоззрений, исламофобий, ксенофобий и даже нетерпимости среди братьев-мусульман. Я имею в виду верующих, уверенных, что они бесспорно правы и именно они являются истинными носителям ислама. А других в это время могут считать не до конца истинными правоверными мусульманами. Такие люди явно не понимают или не желают знать, что каждый из нас должен думать о себе скромно и помнить, что твой брат-мусульманин, может быть, является более богобоязненным, чем ты сам. И вот это тоже нужно разъяснять нашим верующим. Особенное внимание необходимо уделять молодым и неопытным людям, которые уверены в своих силах и считают, что изменить мир, политическую ситуацию, общественный строй можно быстро. И мы, муфтии, прекрасно понимаем, что развитию экстремистских идеологий среди молодежи необходимо противопоставить разумное понимание ислама. Ведь ислам – это поистине религия мира, добра и справедливости, религия уважительных отношений между всеми религиями и людьми. Священнослужители должны воспитывать молодежь в уважении к представителям христианства и иудаизма. Важно разъяснять, что они являются такими же, как и мусульмане, последователями Богоданных учений. Если и мы уверовали в то, что и Муса по традиции иудаизма Моисей, если Иса по традиции христиан Иисус Христос, то в исламе они также почитаются пророками Всевышнего Аллаха. Творец им давал Свои писания, как Таурат и Инджил, которые мусульмане также признают Богоданными книгами. Здесь важно, чтобы священнослужитель сам хорошо знал историю и мог научить уважительно относиться к представителям монотеистических религий – последователям христианства и иудаизма. Прошедшие века наглядно показали, что Всевышний Аллах Тааля давал поэтапно Свое писание и люди уверовали поэтапно в Единого Бога. Какие-то отклонения или ошибки, которые допускали люди, отнюдь не означают, что другие религии враждебны нам. Такое мышление является большим грехом перед Аллахом.
И, конечно же, завершающей книгой, завершающим писанием Всевышнего является Священный Коран. Мы, мусульмане, следуем по последнему завету Аллаха, когда Священный Коран обязывает мусульман быть веротерпимыми и уважительно относиться к другим культурам и религиям. Если мы будем строить такую жизнь, тогда будущее наших детей будет стабильным и мирным.
ЛИТЕР-Неделя: К сожалению, в последнее время некоторые люди, в том числе вчерашние атеисты, высказывают критику в адрес ДУМК. Как вы думаете, насколько это корректно?
Р.Г.: Такое отношение к ДУМК и его председателю, на мой взгляд, возникает от незнания деятельности уважаемого Верховного муфтия и муфтията. Люди не знают, какую ношу, какую ответственность и какую трудную работу выполняет муфтий. Только из-за этого могут быть такие нарекания в адрес духовного наставника мусульман. Я считаю, что муфтий не должен фигурировать на экране телевидения или в печати в связи с различными скандалами, в том числе и политическими. Муфтий должен выступать по глобальным вопросам, например вопросам мирного сосуществования религий, народов, культур и традиций. Муфтий должен призывать общество к стабильности и в своих проповедях и статьях призывать граждан уважительно относиться к Конституции страны, законодательству, власти. В Священном Коране сказано, что мы должны повиноваться Аллаху, Его Посланнику и тем, кто вершит нашими делами. Это означает, что если мы выбрали председателем ДУМК шейха Абсаттара хаджи, то должны относиться уважительно к его работе. Не забывайте, что главной задачей муфтия является учить людей понимать Священные Писания. А заниматься политикой, социальными проблемами или правоохранительными вопросами – это обязанность государственных органов власти. Поэтому политики должны быть справедливы и уважительны по отношению к духовному лицу.
Духовное управление мусульман Казахстана под руководством шейха Абсаттара хаджи Дербисали занимается многогранной деятельностью. Основная деятельность ДУМК – это духовно-нравственное воспитание мусульман, духовно-нравственное исламское возрождение народа. Я сегодня вижу, они с этим великолепно справляются. В государстве строятся мечети, создаются учебные заведения, идет подготовка грамотных, образованных имамов. Кроме того, осуществляется переподготовка, повышение квалификации имамов, идет конструктивный диалог религии и государственной власти, идет взаимный заинтересованный диалог ислама с представителями других религий. И во всем этом есть огромный вклад ДУМК.
ДУМК каждодневно строит партнерские отношения с Духовными управлениями других республик, выстраивает партнерские взаимоотношения с исламскими учебными заведениями разных стран, в том числе исламского мира, сотрудничество с министерствами исламских дел и вакупов арабских и мусульманских стран.
ЛИТЕР-Неделя: Как, на ваш взгляд, должен вести себя муфтий сегодня, в быстро меняющемся глобализирующемся мире?
Р.Г.: Муфтий – это духовное лицо и наставник мусульман. В первую очередь он должен спокойно, мирно и терпеливо объяснять суть нашей религии. А не хвататься за оружие и бегать за террористами. Нельзя забывать, что главное оружие муфтия – это слово духовное, это Священный Коран, это хадис нашего Пророка, это мудрое наставление. Поэтому муфтий должен выступать перед мусульманами, имамами, перед джамагатами в мечети и другой аудиторией и нести духовное слово людям. Кроме того, муфтий должен вместе с муфтиями других стран готовить фетвы (религиозные заключения) по актуальным вопросам современности, в том числе четко обозначать отношение ислама к радикализму, экстремизму, терроризму. И если у нас будет единое мнение, единое заключение муфтиев нашего Содружества, то это станет весомой духовной опорой для жизни мусульман. Вот этими делами и занимается Верховный муфтий и председатель ДУМК.
ЛИТЕР-Неделя: Что является для вас актуальным в сфере духовной работы?
Р.Г.: Для меня лично первостепенным стоит вопрос религиозного образования и духовного просвещения российского общества. У нас, к сожалению, много религиозно неграмотных людей. Не зная сути ислама, традиций мусульманских народов, они пытаются навязывать ярлыки, оскорблять религиозные чувства, даже запрещать мусульманам исповедовать свою религию, строить мечети, создавать религиозно-духовную структуру ислама в России. Поэтому для нас важно вести просвещение и популяризацию нашего традиционного, духовно богатого ислама в российском государстве. Мы хотим, чтобы наш ислам, который является традиционной религией России, не воспринимался россиянами как религия арабов и других наций. Ислам – это религия наших россиян, которые испокон веков живут на своей земле, на земле их отцов и дедов, и строят мирную жизнь, живя бок о бок с представителями других религий. Они никогда не враждовали со своими соседями с оружием в руках, с мечом не выходили против русского народа. Вот эту традицию мы должны и показать россиянам, чтобы они понимали: рядом с ними живут такие же патриоты своей страны, которые любят свою Россию, которые созидают во благо народов России и не являются врагами россиян. Они – патриоты своего государства. Моя задача разъяснить это для того, чтобы мы создавали комфортные условия нашим детям, нашим внукам.
Меня радует то, что нас, мусульман, понимают, знают во всем мире. Российские мусульмане, будучи самыми северными мусульманами, и сегодня восхищают арабский мир своей просвещенностью, показывают пример европейским государствам.
Беседовал Агабек КОНАРБАЙУЛЫ, Астана