Если кто заметил, на нашем информационном ресурсе озвучивается много претензий в адрес Министерства индустрии и информационного развития. Как и в адрес первого заместителя премьер – министра РК Романа Скляра.
В частности в статье «Серик Малеев. Первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр. Насколько весомы в его адрес обвинения в коррупции и предательстве национальных интересов РК?» мы рассказывали о коррупции в стенах Министерства индустрии РК и правительственных кабинетах. О том, как уже разведанные и освоенные месторождения полезных ископаемых в нашей стране передаются безо всяких тендеров и аукционов. За «рахмет» приближенным людям и иностранцам.
А еще был у нас материал про битум, щебенку, дороги, взятки и откаты, которые «осваиваются» в нашем же Министерстве индустрии. Да так успешно, что построенные затем дороги смываются первым же проливным дождем.
Причем, вопросов у нас накопилось в отношении Министерства индустрии и Министерства энергетики очень много. Как и в отношении Романа Скляра. В том числе и по казахстанским ТЭЦ. И мы их будем озвучивать по мере их поступления и актуальности. И по мере наших скромных возможностей.
А пока мы предоставляем вашему вниманию запрос депутата Мажилиса Республики Казахстан Закиржана Кузиева в адрес Министра индустрии и инфраструктурного развития РК, Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК, акиму города Алматы.
Закиржан Кузиев: — Мой очередной запрос адресуется Министру индустрии и инфраструктурного развития РК, Министру экологии, геологии и природных ресурсов РК, акиму города Алматы.
Казахстан занимает 20-е место из 221 страны по выбросу углекислого газа в окружающую среду. А на душу населения находится в первой десятке.
В Алматы ежедневно курсирует более 700 000 автомобилей. По данным Бюро национальной статистики, в городе официально зарегистрировано 508 000 автомобилей, за его пределами около 250 000 автомобилей въезжают из близлежащих районов и сел. Это сведения, которые не меняются на протяжении последних 10-15 лет. В Алматы в будние дни буквально шагу негде ступить из-за большого количества автотранспорта. Поскольку многие приезжают работать, весь день проезжая часть превращается в парковку, что затрудняет движение автотранспорта.
По сей день остается нерешенным вопрос пробок по направлению Қонаев, Талгар, верхний и нижний Каскелен во время утреннего и вечернего «часов-пик». Выхлопные газы автотранспорта являются основной причиной загрязнения алматинского воздуха. Урбанисты бьют тревогу, что город не может принимать 700 тысяч автомобилей в сутки.
Согласно простой арифметике, каждый въезжающий в город автомобиль привозит по четыре человека, помимо жителей самого города, в сутки в город въезжает и выезжает около 1 миллиона человек. Это значительная нагрузка для инфраструктуры и рынка труда города. Алматы занимает 5-е место среди 100 городов мира с плохой экологией. В прошлом году «Казгидромет» установил, что в Алматы предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ превышает в 367 раз.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев, посетивший 16 ноября текущего года город Алматы с рабочим визитом, с досадой отметил проблемы транспортной инфраструктуры и экологии города. Президент акцентировал внимание на вопросах использования современного общественного транспорта, направленного на улучшение качества жизни населения, в том числе метро, LRT, BRT и запуск электропоезда сообщением Каскелен, Қонаев, Талгар.
Здесь возникают следующие вопросы:
Первое. Почему за эти тридцать лет Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и акимат города Алматы не смогли решить этот вопрос? Теперь же, какие конкретно имеются планы по поручениям, данным Президентом? Что мешает запустить электропоезда в радиусе 100 километров в районные центры вблизи Алматы?
Второе. В Алматы концентрация загрязнения достигла 500 микрограммов на кубический метр. В 15 раз выше стандарта Всемирной организации здравоохранения. Она встречается в бензоле, алкилбензоле, фенолах и бензине автомобилей. В городе объем загрязняющих отходов, распространяемых в окружающую среду, не ниже 135 тыс. тонн в год. Население хочет знать, какие конкретно меры предпримет Министерство экологии, геологии и природных ресурсов дабы предотвратить эту катастрофу.
Третье. Власти Алматы должны признать загрязнение воздуха главной проблемой в городе. Экоактивисты утверждают, что правдивые статистические данные не разглашаются. В настоящее время нет системы информирования населения об опасном уровне загрязнения. Мы считаем, что информация о качестве воздуха должна предоставляться населению ежедневно вместе с данными о погоде.
Четвертое. Сегодня на территории города 3000 домов не газифицированы. Помимо этого, в сторону Каскелена, Талгара очень много домов, которые топят печь. Если ветер дует с этого направления, дым распространяется по Алматы. Стоимость газификации пригородных сел высокая. Средняя цена для потребителя 350 – 500 тысяч тенге. В этой связи, какую именно помощь может оказать акимат Алматинской области потребителям?
Уважаемый господин Ерболат Аскарбекович! Буквально вчера Глава государства Токаев заявил: «Алматы – деловой, духовный, научный и туристический центр нашей страны. Поэтому мною уделяется большое внимание вопросам развития города и комфортности проживания в нем».
Доказано, что основным загрязнителем воздушного бассейна города Алматы является автотранспорт, который рассеивают 65 процентов вредных веществ, содержащихся в атмосфере. Проблему вредных отходов, поступающих от автомобилей, нужно решать незамедлительно. Следует признать, что и экологический мониторинг, проводимый в Казахстане с выделением огромных средств, и посты экологического контроля, строящиеся за счет бюджета, количество которых сейчас в Алматы достигло 19, и штрафы, налагаемые на водителей, не решают проблему. Считаем, что теперь нужны новые инициативы и системная работа.
Кто мешает нам создать и запустить скоростные поезда, как в соседнем Узбекистане, России и Китае? Такие поезда курсируют между Ташкентом и Самаркандом со скоростью 250 километров в час, преодолевают четыреста километров за 2 часа. Скоростной поезд по маршруту Пекин-Шанхай курсирует со скоростью 350 километров в час, поезд Москва-Санкт-Петербург – со скоростью 240 километров в час. А скорость недавно запущенной электрички по направлению Алматы-Қонаев невольно вызывает смех. На преодоление всего 65 километров уходит 2 часа. А на машине можно доехать за 30-40 минут. Делайте из этого выводы сами.