Новости Казахстана[:ru]Президент Назарбаев выступил с инициативой – ограничить свою власть. И вот как на нее реагируют наши заокеанские партнеры.[:] 27.02.2017 [:ru] Такое ощущение, судя по происходящим в наших постсоветских странах переменам, что Казахстан уже в XX1 веке, а некоторые наши соседи напротив, все дальше откатываются в век XIX, времен Крымской войны и царя Николая Палкина.Сегодня самая актуальная для Казахстана тема – это предлагаемые Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым изменения в Конституцию, призванные законодательно ограничить его личную власть. Чтоб не отстать от поезда демократии.И вот как на данную инициативу смотрят наши друзья в Соединенных Штатах Америки.Хавьер М. Пьедра, эксперт по Казахстану и Центральноазиатскому региону (международная юридическая фирма GRATA International)Вашингтон, округ КолумбияУ меня имеется несколько комментариев к предложенным в январе текущего года поправкам к Конституции Республики Казахстан.Но прежде всего, позвольте вспомнить предысторию вопроса: действующая Конституция Республики Казахстан был принята в 1995 году, на четвертый год после получения страной Независимости. С тех пор поправки в Конституцию были внесены трижды: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году поправки были внесены к 19 статьям Конституции. В 2007 году были приняты более серьезные поправки, целью которых стало укрепление Парламента и различных институтов власти, а также поддержание баланса полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.Нынешний процесс в Казахстане на процедурном уровне не настолько уж и отличается от того процесса, который разворачивался в Соединенных Штатах с 1789 года. Первые 10 поправок к Конституции США (Билль о правах) были приняты в 1791 году. С тех пор в Конституцию в общей сложности было внесено 27 поправок.Конституция США – это живой документ, который может быть изменен, но с большим трудом. Любые изменения должны быть лимитированы тем, чтобы не изменить первоначальное содержание и цель Конституции. То же самое мы наблюдаем и в случае с Казахстаном.Я думаю, что Президент РК запустил процесс, важный не только для повышения эффективности правления, но и для всего народа Казахстана. В конце концов, предлагаемые изменения в Конституцию, в том числе споры и дебаты вокруг некоторых предложенных поправок, отражают усилия по укреплению демократии и передачи некоторых полномочий от исполнительной власти к законодательной и судебной.Законодательной и судебной ветвям власти предлагается передать около сорока ключевых полномочий, за исключением ведения таких наиболее важных вопросов, как внешняя политика, оборона и национальная безопасность. Данные обязанности должны, по большей части, оставаться в компетенции исполнительной власти, что очень важно.Законодательной и судебной ветвям власти предлагается больше автономии. Документ также нацелен на содействие экономическому развитию (которая более эффективна) при децентрализации власти, как это изложено так называемым принципом субсидиарности, т.е. экономическое развитие (более эффективное) возможно тогда, когда осуществляются на местном уровне, потому что никто лучше местных не знает собственные потребности. В противном случае, центральное экономическое планирование, типичное для советского периода до 1991 года, в значительной степени неэффективно.Ожидается, что предлагаемые поправки должны обеспечить повышенную прозрачность и укрепить (косвенно) равные права для всех граждан Казахстана с учетом его многоэтнического и многокультурного общества. Кроме того, поправки направлены (также косвенно) на укрепление взаимоотношений между народами. Я думаю, что Казахстан, посредством нового этапа публичного обсуждения, подтверждает (что важно) равенство всех народов, свободу выражения мнений (и основных прав человека) в рамках Конституции РК и статей (Конституции), которые не являются предметом предлагаемых поправок и остаются неизменными.Алтынорда [:]