Об этом говорится в новом документе, который в конце ноября получил одобрение. Так Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции и занятости населения», направленный на реализацию Плана Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ в части создания благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, а также дальнейшее совершенствование политики в сфере миграции и занятости населения
Напомним, что этим и ряду других «кадровых» вопросов уделено много внимания в «Плане Нации». Так среди множества ноу-хау, которые представлены в 100 шагах важное место уделено тому, что государственная служба станет конкурсной как для иностранцев, так и для казахстанцев. Это к слову содержится в первом блоке «100 конкретных шагов» предполагающем формирование профессионального государственного аппарата, где важную роль играет допуск к работе на госслужбу зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан республики Казахстан — сотрудников международных организаций. Их назначение может осуществляться по особым требованиям и отдельному перечню должностей. Этот шаг делает государственную службу открытой и конкурентоспособной системой.
Необходимо отметить, что по сей день, привлечение иностранной рабочей силы в производится по квотам. Ежегодно правительством устанавливается количественный порог того, сколько иностранцев и по каким специальностям могут устроиться на работу в нашей стране. Сама квота учреждается в процентном отношении к численности экономически активного населения. К слову согласно постановлению правительства на текущий год установлена квота в размере 0,7 процента к численности экономически активного населения страны которое на сегодняшний день составляет 9,1 млн. человек. Исходя из этих данных порядка 63 тыс. человек из-за бугра могут работать в стране на совершенно легальных основаниях. При этом также легально, но без квот, в Казахстане могут трудиться граждане России и Беларуси, Армении, и Кыргызстана. Это стало возможно благодаря образованному, по инициативе казахстанского лидера, интеграционного союза – ЕАЭС. В этой связи не трудно спрогнозировать, что конкуренция при трудоустройстве в казахстанские министерства и ведомства будет высокой, что в итоге позволит повысить и качество госаппарата в целом.
Подобная практика, когда на государственную службу приглашают зарубежных специалистов широко применяется в ряде передовых государств. Но вместе с тем кадровая ротация специалистов между ведомствами, странами, и бизнесом, порождает высокую заинтересованность, к примеру того же бизнеса «протаскивать» свои цели через властные структуры. То есть появляется элемент «кумовства» и партнерских отношений. Одни, переходя на государственный уровень, помогают своим «бывшим» партнерам в решении тех или иных вопросов. Тянут за собой свою команду. Но именно этого нам и не надо. Именно об искоренении таких вещей говорит, и Глава государства Нурсултан Назарбаев. Так Выступая на XVI съезде партии «Нур Отан», где были представлены пять институциональных реформ, президент высказался против командных перемещений.
«У определенного покровителя формируется команды. Мы это с вами хорошо знаем. Это мы приобрели еще с Советского Союза и до сих пор не можем выйти из этого. Такое создает условие для коррупции, порождает кумовство, снижает кадровый потенциал. Если сменяется один министр, за ними идет целая группа. Кто-то родственник, кто-то сват. Вот из этого вытекает и порождается вся коррупция. Так не должно быть», — сказал глава государства
В этой связи необходимо предупредить появление таких команд. А также создать условия при которых специалисты, работавшие ранее в коммерции поступают на госслужбу, а потом возвращается обратно, но станут пользоваться полученным опытом и связями. Для создания ограничений в этой связи, существуют реальные инструменты. Так британские чиновники после ухода с позиций государственной службы, возможность устроится по коммерческому направлению и ли в другие негосударственные учреждения появляется лишь спустя два года и то только с одобрения правительства.
Таким образом имея в арсенале новый документ, направленный в том числе, на создание конкурентной среды высококлассных специалистов, а также, в ходе реформирования государственного аппарата в целом пресловутый человеческий фактор постепенно отойдет на задворки сознания, а на первый план выдут вопросы эффективности кадровой работы через механизмы конкуренции.
Борис МИХАЙЛОВ