АЛТЫНОРДА
Блог Марлена Зиманова

Программа национально-культурного и национально-государственного развития Казахстана

Марлен Зиманов z-marlen@bk.ru
Проекты:
1. «Национальная идея Казахстана»;
2. «Казахский проект, система статусов и миссия»;
3. «Этнополитическое сообщество Казахстаника»;
4. программа «Казахстан новой эры» – модернизация Казахского (казахстанского) проекта – «Нация-государство».
— Идеологическая программа «Национальная идеология 21-го века».
— Этнополитическая программа Казахского государственного проекта
— Этнокультурная программа развития
— Государственническая программа
— Историческая программа Казахстана – просветительство

Проект № 1 «Национальная идея Казахстана»
Национальная идея – это ответ на вопрос: «Кто я?», — через причисление себя к коллективному «я»: «Кто – мы!» – в истории, культуре и т.д.
Мы – это Казахский проект.
У казахского коллективного «Я» имеется своё этнокультурное ядро и четкая национальная самоидентификация. Она образует проект «Я» + «Мы» (или же «Я» — это «Мы»).
Когда эти понятия-феномены отождествляются, то на их базе образуется совместный проект. Он основан на этнолингвистическом, этнокультурном и этнополитическом самоопределении народа. Таким способом появляются этнические коллективы, тяготеющие к обособлению во «внешней среде». При достаточной силе внутреннего самоопределения и при благоприятном внешнем стечении обстоятельств народы консолидируются в государственные общности – в проекты национального государства.
Весь мир в той или иной мере состоит из национальных государств, демократическая модернизация которых, в конечном счете, стремится к проекту нации-государства и построению гражданского сообщества.
Теоретическое обеспечение проекта «Национальная идея Казахстана»:

– теория национальной идеи-идеологии (понятие, основное содержание, функции, структура, виды и т.п.);
– национальная идея и историческая идеология тюрко-туранских и евразийских государств (идеалы и идеализации, виды идеализаций, этнокультурные и этнополитические программы, исторические примеры идеологии, и т.д.);
– теория национально-государственных статусов;
– теория национально-идеологического позиционирования;

–цивилизационные пространства и геокультурные комплексы, культурно-цивилизационные задания-миссии и самоидентификации, и т.д.;
– культурно-цивилизационные импульсы и оси развития;
– теория культурно-цивилизационных циклов;
– цивилизации материальной культуры и цивилизации сознания;
– Евразийские цивилизации;
– Алтайская (тюрко-туранская) цивилизация всадников – цивилизация сознания свободных граждан-воинов, военная демократия, культура, честь и магия родовых имен;
– кочевническая цивилизация и ее культурно-цивилизационные циклы, расцвет и падение древнетюркских каганатов и тюрко-туранских государств;

– культурно-цивилизационный статус и этнокультурный традиционализм тюрко-туранских и казахских проектов;
– сакральное наследие Турана тюрков и казахов (энергия культурно-цивилизационного сознания – историческая память, методология восстановления этнокультурного сознания, этнокультурная традиционалистская платформа, коды сознания и т.д.);
– этнокультура (традиционализм, мировоззрение, стереотипы сознания и стандарты поведения, этика и т.д.);
– корпоративная идеология общества военной демократии и родовых союзов;
– традиционалистское сообщество: народ и элиты, народничество и вожди, и т.д.;
– необходимость и способы модернизации традиционалистского общества на примере Казахстана;

– идея «Хартлэнда»;
– идея «Большой Евразии» и единой евразийской судьбы;
– понятие Единого Евразийского гипер-этноса (все суперэтносы внутренней Евразии);
– историческое обоснование концепции национального государства;
– геополитические векторы в центрально-азиатском регионе;
– внутриконтинентальные противоречия Евразийских культур-цивилизаций между собой и их трансконтинентальное столкновение с атлантизмом (односторонняя глобализация).
— и т.д.

Проект № 2 «Казахский проект, система статусов и миссия»
Казахский национально-государственный проект основан на системе культурно-цивилизационных, этнолингвистических и этнокультурных, этнополитических и геополитических статусов и миссий.

1. Этнокультура и традиционалистская идеология Казахского проекта
Этнокультурные статусы:
– Казахский народ – «этнос-нация»;
– этнолингвистическая и этнокультурная принадлежность – кыпчакская группа;
– национально-культурная субъективность – казахский язык, кыпчакская кочевническая этнокультура;
– культурно-цивилизационный традиционализм сознания – культура тюрко-туранского кочевничества;
– традиционалистское мировоззрение – исключительное следование родоплеменной культуре;
– внутринациональное разделение искусственно созданной доктриной жузовщины.

Этнокультурное позиционирование:
– носитель и продолжатель тюрко-кыпчакской традиции в составе тюрко-мусульманского суперэтноса;
– субъект тюрко-мусульманского суперэтноса и тюркского гипер-этноса;
– носитель цивилизационного сознания кочевничества;
– субъект родоплеменной культуры тюрков;
– продолжатель чингизидского проекта ордынской государственности;
– наследник Восточного Дешт-и-Кыпчака;
– правопреемник традиции Казахского ханства, Алаш-Орды и Казахской ССР.

Национально-идеологические статусы и этнокультурное позиционирование:
– наследник тюрко-туранской культуры-цивилизации родовых имен;
– носитель древнетюркской культуры родовых имен и родоплеменного традиционализма;
– преемник кыпчакской этнолингвистической и ордынской геополитической традиции;
– субъект-объект пантюркистской идеологии;

Этнокультурная миссия – сохранение и развитие автохтонной культуры.

2. Культурная и цивилизационная самоидентификация Казахского проекта
Культурно-цивилизационные статусы:
– наследник тюрко-туранской цивилизации кочевничества;
– этнокультурная традиция – наследник и продолжатель тюрко-кыпчакской культуры;
– субъект тюрко-кыпчакской этнокультуры;
– историческая традиция государственности – дуализм кыпчакской федеративности племен и улусно-ордынского проекта;
– религиозно-культурная идентификация – часть тюрко-мусульманского суперэтноса и всемирной Уммы;
– субъект-объект континентальной пан-евразийской традиции «больших стран».

Современное культурно-цивилизационное состояние:
– продукт краха кочевнической цивилизации – в стадии искажения этнокультурного традиционализма;
– продукт распада Советской цивилизации в стадии деградации идеологизированного коллективизма людей и культурно-идеологической концепции «советских народов»;
– постсоветское сообщество;
– объект глобализации (маргинализация населения – стадия разрушения этнокультурного традиционализма).

Культурно-цивилизационное позиционирование:
– культурно-цивилизационный наследник кочевнической цивилизации свободных всадников – ?аза?;
– представитель геокультуры тюрков-кочевников в составе тюркского сообщества наций и этносов;
– субъект тюрко-туранского сообщества евразийских кочевников;
– этнос-нация в составе гипер-этноса Срединной Евразии (тюркский, ойрат-монгольский, угро-финский и восточно-славянский миры-цивилизации);
– исторический субъект континентальной Евразийской цивилизации;
– субъект Евразийской культуры;
– часть цивилизации мирового сознания.

Культурно-цивилизационная миссия:
– сохранение и развитие казахской этнокультуры;
– сохранение и развитие цивилизации тюрко-туранского сознания кочевнической цивилизации.
Сакрализация – развитие казахской этнокультуры (казахского варианта общетюркской геокультуры) в центрально-азиатском ареале тюрко-туранской цивилизации.

3. Этнополитическая миссия и геополитика Казахского проекта
Этнополитические и геополитические статусы:
Национально-государственный статус:
– государственность – Республика Казахстан.
– суверенное государство в составе мирового сообщества;
– субъект центрально-азиатской геополитики, независимость которого защищается национально-государственным проектом и внешнеполитической самостоятельностью государственнической элиты страны.

Национально-государственное позиционирование:
– правопреемник Золотой Орды, Ак-Орды, Казахского ханства, Алаш-Орды и Казахской ССР (этнополитическое наследство – земельный домен, геополитическая традиция).

Этнополитическая миссия:
– сохранение национально-государственного проекта;
– защита национально-государственного суверенитета;

Геополитический статус – субъект региональной политики, субъект-объект континентальной политики, объект мировой геополитики.

Геополитическая миссия:
– развитие геополитического проекта государственности;
– удержание внешних государственных границ;
– удержание и контроль власти на территории евразийского «Хартленда».

Проект № 3 «Этнополитическое сообщество Казахстаника»
1.
Государственническое состояние – деидеологизированное постсоветское сообщество.
Государственнические статусы сообщества:
– этнополитический дуализм «этнокультурной народа-нации» и «гражданской нации-сообщества»:
– постколониальная традиционалистская нация-этнос – казахи;
– постимперская «постсоветская нация» – деидеологизированное сообщество – казахстанцы.
государственническое позиционирование Казахского проекта:
– государственническая цель – модернистский проект нация-государство (в стадии формирования);
– отождествление гражданства «по крови» и «по земле» (в стадии формирования).
2.
Актуальная проблематика сообщества «Казахстаника»:
– жузовское разделение казахского народа;
– трайбалистские манипуляции информационных ресурсов;
– противоречие традиционалистского проекта «этнокультурной нации» и «постсоветского сообщества»;
– конфликт постколониального этнического сознания и постимперского синдрома;
– общая слабость доктрины нации-государства и модернизации гражданского сообщества применительно к РК.
3.
Государственнические (внутриполитические) задачи Казахского проекта:
– преодоление жузовщины;
– слияние социально-политических феноменов титульной и гражданской нации;
– сближение общественно-политических стратов и сословий: народничества и элиты, народнической субъектности суверена и государственного этатизма служащих, и т.д.;
– отождествление статусов «страны-народа» и «страны-государства»;
– создание модернистской идеологии государственничества и проекта нации-государства.

Программа № 4 «Казахстан новой эры» – модернизация Казахского (казахстанского) проекта
Народ, не способный защитить своих детей и женщин, – проиграет.
Народ, забывший свой язык и культуру, – умирает.
Народ, потерявший землю, – исчезнет.
Нация без внутреннего мира – погибает по частям

Задачей программы является модернизация национальной идеологии и проекта «нация-государство». Только создав этот проект, мы сможем занять то место в мире, на которое может претендовать развитая нация:

Содержание программы «Казахстан новой эры» – идеологическая, этнополитическая, этнокультурная, государственническая и историко-просветительская программы (тезисы).
1.
Идеологическая программа «Национальная идеология 21-го века».
– теория национальной идеи (идеологии);
– идея народничества и государственный режим в проекте нации-государства;
– этнокультурные и этнополитические особенности Казахского проекта;
2.
Этнополитическая программа Казахского государственного проекта
– сохранение-удержание внешних государственных границ и внутреннего качества сообщества;
– сохранение-консервация внутригосударственного статус-кво «паспорт и по крови и по гражданству»;
– предоставление гражданства иностранцам только по программе возвращения соотечественников, отказ от предоставления гражданства по иным основаниям (в т.ч. при браке с казахскими гражданами менее 7 лет, по факту рождения на территории РК иностранными гражданками, и т.д.);
– позиционирование этнополитических феноменов «казахский народ» и «казахстанское общество» как структурных и взаимодополняющих элементов нации-государства (проект «Два – в одном»);
– позиционирование тезиса о титульной нации и проекта гражданской нации как неантагонистических, взаимодополняющих явлениях (тождество-разница, борьба-единство и синтез этнополитических феноменов);
– пропаганда подвига казахских и казахстанских частей и соединений на фронтах Великой Отечественной войны как совместного героизма воинов-казахстанцев;
– пропаганда совместного труда казахстанцев по послевоенному развитию союзной республики;
– формирование программы гражданского общества и идеологии нации-государства (проект «Два – в одном»).
3.
Этнокультурная программа развития
– формирование двуязычного сообщества и проекта нации-государства (проект «Два – в одном»).
– программа развития казахского языка на два поколения (всеобщее обучение разговорному казахскому языку в дошкольных учреждениях и младших классах, литературному языку и письму – в среднем цикле обучения, первый общенациональный проект для старшего поколения – словарь-минимум «Двести слов», и т.д.);
– и т.д.
4.
Государственническая программа
– демократическая институализация власти и государственнической идеологии;
– концепция государственничества как гражданского патриотизма;
– государственническая идеология и этика национальной элиты;
– и т.д.
5.
Проект историко-просветительской программы
Данная программа рассматривается как первоочередная. Актуальность исходит из понимания того, что если мы хотим достойного будущего, нам необходимо знать своё прошлое и менять своё настоящее, не повторяя ошибок предшественников.
* примечание – стартовым проектом программы «Казахстан новой эры» является п.5, т.е. Проект историко-просветительской программы.

Для реализации п.5 необходима консолидация ресурсов.
Обоснование проекта историко-просветительской программы: цели, направления и темы…, – приведено отдельно