[:ru]
Общие государственные программы не учитывают специфику моногородов — мажилисмен.
Депутат мажилиса Арман Кожахметов подверг критике государственные программы развития моногородов, передает корреспондент Total.kz.
«В настоящее время программа развития моногородов на 2012-2020 годы как самостоятельный документ утратил силу и не действует. На основе ее и ряда других программ разработана и утверждена программа развития регионов до 2020 года. Также вопросы развития малых и моногородов отражены в государственной программе развития регионов на 2020-2025 годы. В значительной степени указанные программы опираются на механизмы и мероприятия таких государственных программ: поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2025», развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Еңбек», развития образования и науки РК на 2020–2024 годы, развития здравоохранения РК на 2020–2025 годы и других», — заявил Кожахметов.
По его словам, анализ результатов реализации действующих программ свидетельствует о том, что значительная часть проблем малых и моногородов Казахстана по-прежнему стоит очень остро. Среди проблем, которые требуют особого внимания правительства, депутат назвал ликвидацию аварийного и ветхого жилья, неудовлетворительное состояние инженерной и социальной инфраструктуры, стабильно высокий износ коммунальных сетей, проблемы развития рынка труда, диверсификацию экономики, проблемы транспортной удаленности и плохого состояния автомобильных дорог, экологическое неблагополучие и целый комплекс других, специфичных для моногородов, проблем.
«Так, износ электросетей и сетей водоснабжения в моногородах снижен только на 10-12%. Крайне медленно решаются проблемы ликвидации аварийного и ветхого жилья, капитального ремонта жилого фонда. Практически все реализованные экономические проекты не решили проблему диверсификации экономики моногородов в долгосрочной перспективе. При этом слабость экономических стимулов, специфическая социальная и экономическая структура в малых и моногородах городах не позволяют широко использовать механизмы, эффективно показавшие себя в крупных административных центрах страны. Например, снос аварийного жилья и строительство нового за счет подрядчиков», — отметил депутат.
Он подчеркнул, что общие государственные программы не учитывают специфику таких населенных пунктов.
«Примером может служить приватизация предприятий коммунальной сферы в моногородах. Частные предприятия не смогли эффективно заменить коммунальные предприятия. Низкие тарифы и ограниченность рынка в моногородах не создают экономического стимула для инвесторов. Благоустройство и озеленение городов, очистка улиц сегодня осуществляются случайными победителями в тендерах. Качество таких работ низкое. Возникает сложность с долгосрочным планированием. Всё это вызывает обоснованные претензии жителей малых и моногородов», — заключил мажилисмен.
[:]