Отсчет времени крайне простой: каждый день – это новые жертвы и все возрастающая ожесточенность сторон. Формально в телефонном разговоре Сергея Лаврова с Джоном Керри было подтверждено, что Москва и Вашингтон продолжают опираться на минские договоренности в поисках мира на Донбассе, сообщает ИА «Новости-Казахстан».
Но совершенно ясно, что мирному процессу нужен новый импульс. Найти решению кризиса на Востоке Украины пытались в разных форматах: весной 2014 года появился так называемый «женевский формат»: с участием представителей Украины, России, США и Евросоюза. Однако он так и не смог решить ни одну из проблем урегулирования на Украине — незаконные вооруженные формирования не были разоружены, Киев так и не начал диалог с Востоком Украины о будущем территориальном и конституционном устройстве страны. Но, несмотря на это, сейчас президент Украины Порошенко настаивает на возобновлении поиска мира именно в «женевском формате».
На праздновании 70-летия высадки союзников в Нормандии в июне 2014 года появился так называемый «нормандский формат» (тогда же произошла и единственная личная встреча Владимира Путина с Петром Порошенко): Россия, Украина, Франция, Германия. Накануне последнего обострения на Донбассе именно в этом формате стороны пытались найти пути к компромиссу в Берлине. И, наконец, самый на данный момент продвинутый — так называемый «минский формат» (он был выработан при самом активном участии дипломатии Белоруссии и Казахстана): Украина, РФ и ОБСЕ при участии так называемых «народных республик». Прорывным моментом этого формата было то, что впервые удалось организовать прямые переговоры между Киевом и представителями «народных республик». Эти переговоры дали результат, и в сентябре 2014 года было заключено пусть хрупкое, но перемирие, появился так называемый «минский меморандум» из 9 пунктов.
Последнее мирное предложение Владимира Путина президенту Украины по сути и есть пункт четвертый данного меморандума («В течение суток с момента принятия данного меморандума отвод средств поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояния не менее 15 километров с каждой стороны, в том числе из населенных пунктов, что дает возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не мене 30 километров — зону безопасности. При этом отвести на линии соприкосновения сторон артиллерийские системы калибра свыше 100 миллиметров на удаление их максимальной дальности стрельбы»). Уже к концу прошлого года было ясно, что все форматы (включая и «минский» ) имеют один основной недостаток — они не включают в себя одновременно все заинтересованные стороны урегулирования: прежде всего США и «народные республики» в полном объеме .
О своем желании участвовать в процессе мирного урегулирования как отдельная сторона заявила и Польша (ее дипломатия сейчас крайне активно действует на украинском направлении). Сам Порошенко имеет давние связи с Варшавой. Также Папа Римский Франциск призывает к диалогу и прекращению насилия на востоке Украины, а Ватикан в новейшее время имеет весьма большой и успешный опыт миротворчества. Нужен новый переговорный формат, который включит в себя все заинтересованные стороны и будет иметь конкретную «дорожную карту» мирного урегулирования.
Большие надежды в этом плане связывались с Астаной, где в начале года должна была состояться встреча по мирному урегулированию украинского кризиса. Эту встречу должен был патронировать президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Президент Казахстана — автор идеи евразийской интеграции — видит в кризисе на Украине угрозу развитию ЕАЭС. Кроме того, он, как человек выросший в СССР и считавшей Украину частью общей страны, явно искренне хочет прекращения там военного противостояния.
Понятно, что вопрос выработки общей позиции урегулирования — процесс сугубо непубличный. Но все можно предположить его базовые пункты. Помимо уже озвученного предложения об отводе тяжелой артиллерии из тридцатикилометровой зоны действия могут быть следующие:
1. Ввод международных миротворцев на линию разграничения в Донбассе. Оптимально такое решение было бы провести резолюцией СБ ООН, но возможно и решение на уровне общеевропейских структур;
2. Придание зоне Донецкого аэропорта статуса демилитаризованной зоны с выводом оттуда всех вооруженных формирований;
3.Создание группы мониторинга за использованием артиллерии вне тридцатикилометровой зоны разграничения (прежде всего реактивной).
4.Создание группы по расследованию трагедий в Волновахе, в Донецке на остановке транспорта, в Мариуполе;
5.Формирование рабочей группы по выработке новой Конституции Украины с учетом принципов децентрализации и прав регионов.
Безусловно, в ходе планируемой встречи в Астане могут появиться и другие базовые пункты мирного урегулирования. Но главное — новый формат поиска мира востребован сейчас критично. И в Киеве, и в «народных республиках» все сильнее ощущение тупика и неверие в возможность решить системный кризис военным путем. Новая волна мобилизации добьет и так преддефолтную экономику Украины. Но и «народные республики» тоже находятся на грани экономического выживания. Хочется надеяться, что огромный политический опыт Нурсултана Назарбаева все-таки поможет запустить мирный процесс на Донбассе.