АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Проверенный рецепт: Как стать ученым.[:]

[:ru]

skachannye-fajly-177-150x150Государства, обладающие передовым образованием и наукой, будут иметь больше преимуществ в экономике, да и в других отраслях. Известно, что каждый доллар, вложенный в образование человека, приносит на протяжении его жизни от 10 до 15 долларов в экономическое развитие страны.

По примеру западных стран в Казахстане идет тенден­ция аккумуляции науки в стенах вузов. Поэтому создание исследовательских университетов в странах, в которых они пока отсутствуют, или усовершенствование существующих университетов до уровня исследовательских – общемировое явление. Исследовательские университеты занимают центральное место в глобальной экономике знаний XXI века и выступают в роли своеобразных «флагманов» развития высшего образования по всему миру.

Национальный бренд Казахстана

Казахстан все дальше продвигается сегодня по пути к постиндустриальному миру, основу которого составляет проверенная временем и практикой цепочка: образование – наука – инновации. В то же время в развитых странах, как известно, большая часть инноваций приходится на университетскую науку.

Реформирование высшего образования Казахстана согласно основным мировым трендам проводится по направлению развития отечественных исследовательских университетов и предоставления автономии. В 2011 году принят Закон РК «О науке», в котором раскрываются миссия исследовательского университета и механизмы присвоения вузу такого статуса. Для развития автономии вузов определенные целевые индикаторы были заложены в Государственную программу развития образования в РК на 2011-2020 гг.

Примером нового подхода – создания новых университетов мирового класса «с нуля» («подход с чистого листа»), которому последовало правительство Казахстана, является создание Назарбаев Университета. Это первый университет Казахстана, деятельность которого основана на принципах автономности и академической свободы. Автономный статус был присвоен университету в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 января 2011 года«О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд».

Выступая с лекцией перед студентами Назарбаев Университета, Елбасы отметил, что опыт этого высшего учебного заведения по функционированию в режиме автономии и нацеленность на развитие научно-исследовательской деятельности следует транслировать на другие вузы страны.

В этом году состоится первый выпуск специалистов этого вуза, а уже есть реальные достижения по проектам в области технологий возобновляемой энергетики, энергосбережения, физики и техники высоких энергий, численного моделирования странового энергетического баланса и его влияния на окружающую среду и климат. В Центре наук о жизни ведутся исследования по следующим направлениям: персонализированная медицина и геномика; регенеративная медицина и долголетие; трансляционная медицина; глобальное здравоохранение. К примеру, с помощью специального аппарата диагностировать рак можно намного раньше, а значит, и шансы на излечение значительно увеличиваются.

Университет создан как национальный бренд, гармонично сочетающий казахстанскую идентичность, лучшую международную образовательную модель, научную практику. Это первый университет Казахстана, работающий в соответствии с международными академическими стандартами и руководствующийся принципами автономности и академической свободы. Все академические и научно-исследовательские программы университета реализуются в партнерстве с университетами, входящими в тридцатку лучших вузов мира, и международными научными организациями.

Мировой тренд в КазНУ

Казахский национальный университет имени аль-Фараби по праву считается одним из лучших вузов страны на протяжении всей истории республики. Как отмечал Президент Нурсултан Назарбаев, КазНУ является «законодателем моды» всей системы высшего образования, успешно формирующим образовательный и научный потенциал республики. Учиться в таком вузе – большая честь, потому что учеба в КазНУ открывает путь к получению элитного образования.

Открытый в 1934 году на базе педагогического института в Алма-Ате Казахский государственный университет им. Кирова закончили многие известные люди страны. Ныне в рейтинге многопрофильных ВУЗов Казахстана КазНУ гордо занимает 1-е место. Подготовка специалистов осуществляется по более чем 180 специальностям. КазНУ включает 14 факультетов, колледж, институт повышения квалификации, 7 научно-исследовательских институтов, 25 специализированных диссертационных советов по защите докторских диссертаций по 67 специальностям, в университете проходят обучение более 20 тысяч студентов, магистрантов и докторов, обучается более тысячи иностранных студентов. В научную инфраструктуру входят также 11 центров.

В 2014 году по итогам исследования известной международной организации «Great Value Colleges» КазНУ им. аль-Фарабивошел в число 50-ти самых технологически развитых университетов мира, заняв в рейтинге 31 место. Следует отметить, что в рейтинге казахстанский вуз является единственным представителем не толькостран-участниц СНГ, но и Восточной и Центральной Европы, а также наряду с Сингапуром и Японией представляет весь Азиатский континент. Вхождение КазНУ в число 50-ти самых высокотехнологичных университетов мира очередной раз доказывает правильность выбранного курса вуза по трансформации в исследовательский университет мирового уровня

В 2013 году по итогам ранжирования рейтингового агентства QS (Великобритания) – признанного авторитета в области оценки качественных показателей развития вузов, КазНУ вошел в топ-300 лучших университетов мира, заняв 299 место. Также по оценкам экспертов высшего ранга Европейского союза, КазНУ является бесспорным лидером среди вузов Казахстана по научно-технологическому и инновационному потенциалу.

Сегодня КазНУ успешно сотрудничает более чем с 420 крупнейшими университетами мира. С 2010 г. на основании Меморандума о франко-казахстанском партнерстве с Национальным политехническим институтом Лотарингии ведется совместная подготовка магистров и докторов PhD и др.

Наш вуз имеет современную научно-инновационную структуру. В университете успешно функционируют 8 Дочерних государственных предприятий на правах хозяйственного ведения. Работают лаборатория инженерного профиля (ЛИП) КазНУ, 4 института и 22 научных центров социо-гуманитарного направления.

Интеграция образования, науки и практики

В 90-ые годы прошлого века академическая наука республики осталась без производственной базы, на которой производились ранее внедрения и апробации их раз­работок. Это, конечно, сдерживал процесс практической реализации их нововведений. В этой ситуации оптимальным является вос­становление и развитие старых связей заводской отраслевой и фундаментальной науки.

По данным госрегистра­ции, количество НИР, выполняемых вузами составляет 15-20% от общего числа НИОКР, выполняемых в республике. Однако пока уровень и количество исследований в них низок. Основные причи­ны этого: пониженная оплата труда исследований вузовского работника, загруженно­сть преподавателя образовательной деятельностью, излишняя коммерциализация вузов, непомер­но многочисленный набор студентов, когда в среднем на одного преподава­теля приходится 18 студентов, в то время как по международным стандартам – 6-7 студентов на одного преподавателя.

КазНУ в настоящее время насчитывает более 2900 штатных преподавателей и научных сотрудников, в том числе 700 профессоров и 1200 доцентов. В казахстанских национальных университетах этот показатель с каждым годом улучшается: от 16,25:1 в 2003 году до 15:1 в 2011 году по данным национального Агентства статистики. Так, наилучший показатель на начало учебного 2011/2012 года соотношения студентов к преподавателю был зафиксирован в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева – 7:1.

За рубежом статус автономного учебного заведения предполагает финансовую самостоятельность вуза при сохранении бюджетного финансирования. Университет получает возможность привлекать кредиты и самостоятельно распоряжаться внебюджетными фондами по своему усмотрению. Так, например, источники финансирования КазНУ за 2011-2014 годы составили: республиканский бюджет – 65%, внебюджетные средства – 19%, государственно-частное партнерство – 3%, научно-исследовательская деятельность – 13%.

В этот ведущий вуз страны прием на работу преподавателей осуществляется на конкурсной основе. Прозрачность этого процесса обеспечивает конкурсная комиссия. Ориентир – на профессиональные качества, знание языков, уровень научных исследований. Кадровая политика КазНУ имени аль-Фараби направлена на прием в состав профессорско-преподавательского состава выпускников самого университета.

Концепция академических свобод для профессорско-преподавательского состава – неотъемлемая часть академической культуры в Германии, Франции, Великобритании, США. Во всех этих странах ППС может проводить научные исследования и публиковать их результаты без каких-либо ограничений. За последние пять лет можно отметить высокую динамику публикационной активности и в казахстанских исследовательских университетах. Так, наш вуз на сегодня первый и единственный университет системы высшего образования Республики Казахстан, который на­гражден специальным дипломом авторитетного международ­ного агентства Thomson Reuters «За выдающиеся достижения в области науки в 2011 году».

Как известно, исследовательский университет – это хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом современная форма интеграции образования, науки и практики. Именно эти университеты пользуются наибольшей поддержкой из бюджета правительства для проведения научной и образовательной деятельности, обладают широкими академическими свободами. Эта мировая практика постепенно внедряется в КазНУимени аль-Фараби в последние годы.

Назгуль АНАРБЕК,

доцент кафедры общей и этнической педагогики КазНУ им. аль-Фараби

 

[:]