[:ru]
В своей программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» Глава нашего государства Н.А. Назарбаев инициировал уникальные проекты, направленные на модернизацию общественного сознания казахстанцев. В статье значительное внимание уделено тем направлениям, которые позволяют воспитать конкурентоспособное поколение наших граждан. Одним из таких направлений является формирование патриотизма. И это закономерно, поскольку патриотизм занимает важное место во всех сферах деятельности нашего государства и нашего народа, составляя основу их идеологии.
Через патриотическое воспитание формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот в самом высоком смысле этого слова, готовый всегда служить интересам нашей страны.
Любовь к Родине и патриотизм близкие, но не однозначные понятия. Далеко не каждый, кто заявляет о своем патриотизме и любви к Казахстану, на самом деле готов в случае необходимости встать на защиту нашей страны с оружием в руках. Патриотизм включает то же, что и любовь к Родине, но дополнительно подразумевает готовность пожертвовать своими интересами ради нее, в том числе и жизнью в военное время. Практическим выражением патриотизма выступает морально-психологическая готовность населения к вооруженной защите своей страны. Поэтому подготовка молодых казахстанцев к воинской службе, сама служба в армии должны рассматриваться в нашей стране, как обязательный экзамен на звание гражданина и патриота.
Военно-патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений по формированию у наших граждан, особенно у молодежи, патриотического и в целом — общественного сознания, воспитанию чувства верности своему Отечеству. Его результаты проявляются не только в период службы в армии, но и во всей последующей жизни.
Реализация ряда проектов в рамках инициированной Елбасы программы «Рухани жаңғыру» имеет чрезвычайно важное значение для модернизации общественного сознания. Ведь в последние годы на фоне экономических проблем и социальной дифференциации нашего общества происходила определенная девальвация традиционных духовных ценностей, что оказывает негативное влияние на сознание различных социальных и возрастных групп населения страны. Поэтому вполне обоснованными являются опасения, что снижение воспитательного воздействия образования, культуры и искусства может привести к постепенной утрате нашим обществом традиционно патриотического сознания, истинного значения и понимания интернационализма.
В современных условиях широкое распространение получили информационно-психологические и сетевые технологии, которые направлены на скрытое управление культурно-мировоззренческой сферой населения ряда стран с целью изменения его ментальности, переориентации, ослабления, а затем и уничтожения традиционных духовных и культурных ценностей народа.
В своей программной статье Н.А. Назарбаев отмечает: «Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, переделанные культурные символы других народов».
В результате подобной целенаправленной информационно-психологической обработки общественного сознания получают широкое распространение среди различных групп населения, особенно молодежи, такие качества, как равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, к его истории, традициям, культуре и национальным святыням.
Именно по этой причине повышение эффективности патриотического и военно-патриотического воспитания является важнейшей задачей как собственно государства, так и общественных объединений в современных условиях, поскольку в ходе воспитания граждан как патриотов своей Родины у них формируются важнейшие личностные морально-психологические качества, которые помогут им противостоять возникающим негативным тенденциям в жизни.
В стране проводится значительное количество военно-патриотических мероприятий, различных по своей форме и содержанию. В их числе тематические викторины, акции и конкурсы, «Уроки мужества», «Дни открытых дверей», «Дни юнармейца». Это также военизированные эстафеты и игры «Улан», «Алау», «Батыр», «Жас Улан – Новая миссия», «Ак найза» и другие. Это различные республиканские совещания и слеты военно-патриотических клубов, а также республиканский месячник «Патриот», фестиваль армейской песни «Жас улан» и военно-патриотический сбор молодежи «Айбын».
Повышенный интерес у молодежи вызывают военно-патриотические мероприятия соревновательного характера. Молодые люди охотно участвуют в конкурсах военной песни, викторинах по военной истории и истории Вооруженных сил. Значительную роль в военно-патриотическом воспитании играют также такие спортивно-массовые мероприятия, как военизированные эстафеты, военно-спортивные игры, соревнования по военно-прикладным видам спорта, выполнению нормативов физической подготовленности.
Эти формы внеучебной воспитательной и общественной работы позволяют решать сразу несколько задач: во-первых, популяризировать героические подвиги казахстанцев; во-вторых, воспитывать подрастающее поколение на боевых традициях старших поколений; в-третьих, готовить молодежь к трудовой деятельности и защите Родины, в-четвертых, организовать сдачу нормативов по физической подготовке, развивать массовость физической культуры и спорта.
Значительный эффект для военно-патриотического воспитания молодых казахстанцев дает военно-шефская работа. Большинство воинских частей и учреждений казахстанской армии, других войск и воинских формирований на постоянной основе проводят военно-патриотическую работу в подшефных общеобразовательных школах и детских домах.
Необходимо постоянно совершенствовать работу по подготовке молодежи к воинской службе, воспитанию у казахстанцев готовности к защите своей Родины. В интересах решения этой задачи должно осуществляться тесное взаимодействие всех государственных органов и общественных организаций при реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта как базовых факторов, определяющих способность гражданина проходить воинскую службу.
В рамках реализации предложенных Елбасы проектов «Туған жер» и «Духовные святыни Казахстана» молодежь должна знакомиться с героическими страницами истории нашей страны, с ветеранами войны и труда, с героями настоящего времени, которые живут среди нас и создают современную историю. Поэтому актуальным является инициируемый ветеранскими организациями вопрос о создании Аллей славы республиканского масштаба – в столице нашей страны, а также регионального масштаба – в областных центрах.
«Будущее творится в учебных аудиториях», – отметил в своей статье Н.А. Назарбаев. Действительно, патриотизм у казахстанцев должен формироваться со школьной скамьи в процессе изучения общественных дисциплин, прежде всего отечественной истории. Грамотная организация учебно-воспитательного процесса в школах и других учреждениях образования позволяет целенаправленно осуществлять работу по идейно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию учащихся. Для этого имеется широкий спектр различных средств, форм и методов обучения и воспитания.
Дубовцев Г.Ф.,
главный научный сотрудник
КИСИ при Президенте РК
[:]