Эксперты заметили, что Послание президента Казахстана очень сильно повлияло на выступление главы России.
Кроме того, в этом году впервые Назарбаев озвучил послание раньше российского президента.
Цели у Казахстана и России практически одинаковы, так как оба государства имеют похожие модели экономики, которые необходимо избавить от сырьевой зависимости, пишет Slon.ru.
Соответственно, лидеры двух государств стараются акцентировать внимание на одних и тех же вещах. Однако специалисты считают, что в Послании Назарбаева подробно и четко прописаны способы реализации различных программ по укреплению экономики, тогда как идеи Путина имеют более расплывчатую форму.
Так, к примеру, казахстанский президент в своих выступлениях ставит определенные сроки для выполнения заявленных программ: 2030-ый и 2050-ый год. Путин же лишь примерно оценивает, сколько времени понадобится для подготовки: «Необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется лет через 10–15».
Отмечается также, что российский лидер позаимствовал у нашего елбасы методы поддержки бизнеса. Правда, если в Казахстане особое внимание решено уделить малому и среднему бизнесу, то у северного соседа – только малому. Начать аналогии можно со снижения давления на предпринимателей со стороны налоговых и прочих проверяющих органов. Это очень казахстанская тема.
В последние десять лет в Казахстане регулярно объявляют годы, в течение которых малый и средний бизнес от проверок освобождают вообще, а не только в случае, «если нет оснований предполагать, что нет нарушений».
Правда, говорят сами казахстанские предприниматели, через год проверяющие опять приходят голодные и злые, но все-таки это конкретная мера поддержки.
Параллельно указу о моратории на проверки Назарбаев раньше даже вводил беспроигрышный инструмент – «президентскую защиту бизнеса»: любой предприниматель может обратиться на специальном сайте к президенту. Ну как бы напрямую.
Но и в нашей республике, и в России, одним из основных средств помощи предпринимателям выбрали снижение давления на бизнесменов со стороны контролирующих органов, в том числе и налоговых.
Далее, в Казахстане есть понятие «казахстанское содержание» в продукте, долю которого необходимо увеличивать – часть прибавочной стоимости, которую добавили казахстанские производители, обязательный наем местного населения в проектах иностранных компаний, а также повышение экспортной ориентированности в несырьевом секторе.
Отличие от предлагаемого теперь Путиным в том, что в Казахстане под это реально можно получить доступ к льготным кредитным ресурсам (при условии, естественно, что чиновники согласятся включить твой проект в соответствующую программу). Известны и ставки этих льготных кредитов, и механизмы. А Владимир Владимирович ничего конкретного россиянам пока не обещал.
Различный подход у двух лидеров к передовым технологиям. В отличие от казахстанского главы, Путин не касается темы необходимости увеличения инвестиций в образование и науку. Нурсултан Назарбаев выдвигал идею «100 конкретных инноваций», из которых хотя бы 10 можно было бы внедрить, говорил о дополнительных выделенных средствах из бюджета для поддержки высшего образования.
Еще одна общая тема посланий, которая сначала появилась в выступлении Назарбаева, а затем и Путина, – строительство автомагистралей. В Казахстане за последнее время протяженность трасс увеличилась вдвое. В России тоже активно занимаются вопросом повышения качества и длины дорог.
Путин также затронул тему моногородов, которой не первый год уделяет внимание Назарбаев. Российский лидер хочет превратить эти территории из «депрессивных» в «территории опережающего развития» (ТОР). Год назад Владимир Владимирович уже предлагал модель с развитием инфраструктуры и «привлечением инвесторов».
Эксперты видят еще множество параллелей между выступлениями двух глав государств, которые объединены одной целью – «новой индустриализацией», которой можно было бы добиться, не проводя радикальных экономических и политических реформ.
Параллели можно проводить еще долго. Задача у обеих стран одна – «новая индустриализация». Эту задачу пытаются осуществить и в России, и в Казахстане без проведения радикальных реформ, в том числе не только в экономике, но и в политической сфере.
У Казахстана преобразования идут, хотя далеко не такими темпами, какие планировали авторы стратегий развития этой страны, и с огромными по масштабам затратами. У России, по всей видимости, не пойдет дальше слов. Конечно, именно у первопроходцев результат нередко получается хуже, чем у тех, кто идет по их стопам, кто учится на их ошибках и изучает их опыт.
Источник: NUR.KZ