[:ru]
26 ноября 2018 года не стало Бернардо Бертолуччи: один из самых талантливых и неординарных режиссеров итальянского кинематографа ушел из жизни в возрасте 77 лет. Кинокритики уверяют, что с первых работ мастера было понятно — в индустрию пришел гений, который встанет на одну ступень с такими титанами, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти и Пьер Паоло Пазолини. От Висконти он взял интерес к истории, от Феллини — умение делать авторские картины, а от Антониони — способность рассуждать и философствовать в своих работах. «Я стремлюсь идентифицироваться со всеми героями», — сказал как-то Бертолуччи, дав понять, что каждая его работа — взгляд на самого себя изнутри. ELLE собрал пять культовых кинолент режиссера, которые вдохновят каждого.
1. «МЕЧТАТЕЛИ» (2003)
Как признавался сам режиссер, кинолента «Мечтатели» — его рассуждения на тему собственной молодости, которая проходила на фоне городских пейзажей Парижа. Именно тогда, в конце 60-х годов, произошла Французская революция, которая привела к смене власти, и, по словам Бернардо, триггером событий стали отставки и интриги, царившие в киноиндустрии тех лет. В центре сюжета — история мечтателя Мэттью, который познакомился на революционной демонстрации с близнецами Изабель и Тео. Важно отметить, что действие картины пропитано синефилией — главные герои постоянно воспроизводят сцены из любимых фильмов и повторяют роли любимых персонажей. Данный художественный прием передает основную идею Бертолуччи о том, что любая революция начинается с трансформации кинематографа и что все перемены делаются раскованными молодыми людьми, жаждущими жизни.
2. «УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА» (1996)
Одна из самых эстетичных картин Бертолуччи снята в живописной Тоскане, где на фоне ленивых летних пейзажей разворачивается глубокая личная история юной девушки Люси, приехавшей в Италию на каникулы. Лента была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Канн и, кроме этого, получила пять престижных наград индустрии, что неудивительно. Своим фильмом Бертолуччи, словно маслом и кистью, создает настоящее художественное полотно, на которое можно смотреть бесконечно, погружаясь в самоанализ. Оператор ленты Дариус Хонджи дарит зрителю кадры, напоминающие ожившие картины Ренуара или Писсарро, где Лив Тайлер в своих чайных платьях кажется вечно молодой. Атмосфера фильма пропитана легкостью, беззаботностью и в то же время горечью о необратимости хода времени, о безвозвратности молодости и красоты.
3. «ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР» (1987)
Триумфальная кинолента о последнем китайском императоре Пу И принесла Бернардо Бертолуччи девять премий «Оскар» и звание легенды кинематографа. Сюжет фильма разделен на две биографические линии — описание жизни бывшего императора, заключенного в китайской тюрьме, и его воспоминания, начиная с детства и заканчивая взятием в плен советскими войсками в 1945 году. Именно после работы над фильмом Бернардо обратился в буддизм и начал искать вдохновение вне родной Италии.
4. «ДВАДЦАТЫЙ ВЕК» (1976)
Монументальный 317-минутный фильм режиссера охватывает по времени действия полвека — со дня смерти Джузеппе Верди в 1901 году до конца войны в 1945 году. В центре сюжета — дружба двух разных по социальному статусу молодых людей, через отношения и судьбы которых показана история Италии начала ХХ века. Отметим, что помимо закрученного сценария Бертолуччи удалось снять в одной картине лучших звезд европейского и американского кинематографа 70-х: Роберта Де Ниро, Жерара Депардье, Доминик Санду, Берта Ланкастера, Лауру Берти, Стефанию Казини и других. Как отмечают критики, в кинороман Бертолуччи вместились не только три четверти века истории Италии на конкретных человеческих примерах, но и три четверти века итальянского искусства во всей широте проявлений. В очередной раз гениальный режиссер признается в любви своей стране, контрастной и разной, как и главные герои киноленты.
5. «ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ» (1972)
Бертолуччи во многих картинах рвался к свободе: социальной, художественной, чувственной. Одна из таких — «Последнее танго в Париже» — сделала его персоной нон грата в Италии и Франции, а Марлон Брандо, сыгравший главную роль, после выхода фильма не разговаривал с Бертолуччи 20 лет. Тем не менее, эротическая картина стала легендой мирового кино. В центре сюжета — роман 48-летнего мужчины, только что потерявшего жену, и девятнадцатилетней девушки. Сцена, в которой Марлон Брандо сначала ест сливочное масло, а потом использует его во время секса с героиней Марии Шнайдер, стала настоящим скандалом, из-за которого итальянский суд приговорил Бертолуччи к четырем месяцам условно и обеспечил ему пятилетнее поражение в гражданских правах. Несмотря на негатив, «Последнее танго» получило номинации на «Оскар» за режиссуру и лучшую мужскую роль, но в итоге академики побоялись награждать неприличную киноленту. Лучшим актером назвали не Брандо, а Джека Леммона за довольно проходную картину «Спасите тигра», а режиссером — Джорджа Роя Хилла с его «Аферой».
[:]