АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Работать по-шведски: ни дня без фики

Традиционный пикник в стиле В Швеции в течение рабочего дня принято делать регулярные перерывы для того, чтобы не торопясь выпить кофе с домашними пирогами и в неформальной обстановке пообщаться с коллегами.

Многие компании буквально заставляют тех своих сотрудников, которые привыкли перекусывать без отрыва от производства, выделять время для таких неспешных кофейных бесед.

По наблюдениям корреспондента BBC Capital, традиция «фика» (кофе-брейков по-шведски) приживается потихоньку и за пределами страны.

 

По всей Швеции, от Стокгольма до Мальмё, сотрудникам компаний предписывается регулярно отрываться от работы для участия в кофе-брейках, которые здесь больше напоминают мини-корпоративы, поскольку затеваются не только для того, чтобы члены коллектива перекусили, но и ради совместного отдыха и общения.

Для шведов фика — такая же естественная часть офисной повседневности, как и переписка по электронной почте или наладка принтера.

Сродни шведской фике и существующая в Великобритании и некоторых других странах традиция ходить с коллегами в паб.

«[Фика] глубоко укоренена в нашей культуре, — говорит Маттс Йоханссон, учредитель Da Matteo, сети кофеен в городе Гётеборге. — Большинство шведов устраивает себе кофейные посиделки по несколько раз на дню, причем не только в течение рабочей недели, но и по выходным. Пьют кофе с домашней выпечкой и общаются. Это что-то вроде [коллективного] посещения паба, принятого в других странах».

В Швеции во многих компаниях регулярные перерывы на фику обязательны для всех сотрудников, и кофе раздается за счет фирмы. Но вот вопрос: выигрывают ли культивирующие эту традицию работодатели в плане производительности труда?

Непременные составляющие фики - кофе и сладости

Непременные составляющие фики — кофе и сладости

«Индекса кофеина» (назовем это так) пока не существует, по крайней мере официально утвержденного. Но Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) систематически публикует данные по производительности труда в мире.

Так вот, по результатам проведенного ею в 2014 году анализа производительности в расчете на одного сотрудника в 38 странах Швеция заняла почетное 11-е место.

Норвегия — еще один скандинавский кофехлеб — вышла на второе место, уступив лишь Люксембургу.

Одержимые работой американцы оказались только четвертыми. А вот подолгу обедающие французы достигли в этом рейтинге седьмой позиции, оставив далеко позади себя Японию (20-е место) и Корею (30-е место), хотя обе эти страны и славятся большей, чем обычно, продолжительностью рабочей недели.

Фика шагает по миру

Традиция кофейных бесед — на работе и после — необычайно важна для шведов.

Вот почему шведский мегабренд «Икеа» на своем корпоративном вебсайте опубликовал пассаж следующего содержания: «Фика — это не обычный кофе-брейк; это время для отдыха и общения с коллегами. Самые удачные идеи и решения возникают именно во время фики».

Андреас Острём, официальный представитель Торговой палаты Стокгольма, с этим вполне согласен.

«Шведский стиль корпоративного руководства отличается от того, что принято в других странах. Он гораздо менее иерархичен, — объясняет Андреас. — Когда структура у вас скорее горизонтальная, чем вертикальная, важно услышать каждого, кто в нее входит. Ну а фика как раз предполагает и поощряет общение между рядовыми сотрудниками и руководителями. Это прекрасный способ обменяться взглядами на то, как лучше управлять компанией».

В последнее время традиция кофе-брейков по-шведски стала активно распространяться далеко за пределами Скандинавии.

Ныне многие представители корпоративного мира Нью-Йорка, Лондона и Сиднея предпочитают хлебнуть бодрящего напитка не как-нибудь на бегу, между делом, а «с чувством и толком» выпить чашечку-другую.

Вместо подзарядки очередной порцией кофеина наспех они уже специально выкраивают в своем графике как минимум четверть часа на осмысленное кофепитие.

Шведский предприниматель Ларс Окерлунд построил на старой доброй традиции целую бизнес-империю.

Он перебрался в Нью-Йорк в 2001 году и спустя пять лет открыл на Манхэттене, рядом с Центральным парком своё первое кафе под брендом FIKA. Теперь у него уже 17 работающих кофеен и еще две на подходе.

Из перечисленного в меню наибольшей популярностью пользуются кофе, шоколадные конфеты и приготовленная по домашним рецептам выпечка.

Все заведения Ларса вносят свою лепту в культуру легкой несуетной трапезы, в противовес поглощаемому на ходу фастфуду.

Но что же вдохновило шведского предпринимателя на создание собственной кофейной сети, постепенно разрастающейся в империю?

Традиционный пикник в стиле

Традиционный пикник в стиле «фика»; Лондон, 2011 год

«Нью-Йорк понравился мне [с самого начала], но, когда я приехал сюда жить, хороший кофе мне удавалось найти разве что в сетевых кофейнях. На Западном побережье много классных мест, где можно выпить эспрессо, так что я знал, что потенциал есть. В этом сегменте рынка я увидел большой зазор и решил, что, действуя правильно, я смогу сделаться новым Ричардом Брэнсоном, превратиться в фика-миллионера».

Ларс стремился не просто обогатить рацион жителей Нью-Йорка качественным кофе, но и поделиться с ними иным отношением к жизни.

«Фика предполагает, что, даже если у вас 10 минут свободного времени, вы можете спокойно насладиться кофе с булочкой, сидя за столом, — рассказывает предприниматель. — В Нью-Йорке все привыкли питаться на бегу. Но я решил, что, предложив людям что-нибудь по-настоящему вкусное, я мог бы отчасти поменять и их образ жизни, сделать его менее напряженным».

И тогда Ларс стал вставать каждое утро в 4 часа — чтобы успевать приготовить свежую выпечку к началу работы своего первого кафе. Кофе туда поставлялся из Бруклина, от обжарщика элитных сортов. А шоколадные конфеты изготовлялись на месте.

Ну и как же жители Нью-Йорка встретили новое заведение?

«Некоторых посетителей вначале смутила наша цена. Мы продавали фильтрованный кофе по 2 доллара, в то время как в соседней кофейне чашка стоила всего один доллар. [Желающим сэкономить] я стал тогда предлагать первую чашку бесплатно. Им нравилось, и они возвращались».

На Манхэттене сеть FIKA превратилась уже в масштабное предприятие, со своей собственной кондитерской фабрикой.

Выпускаемая здесь соленая карамель получила в 2014 году золотую медаль на международном конкурсе International Chocolate Awards.

Но, пожалуй, самое значительное достижение Ларса заключается в другом: ему удалось убедить вечно спешащих жителей Нью-Йорка, что даже во время рабочего дня стоит остановиться, перевести дыхание и просто насладиться мгновениями жизни — в шведском, например, вкусе.

Фика проникает уже и в Австралию. Уютный маленький уголок Швеции можно найти в двух шагах от сиднейского пляжа Мэнли.

В 2013 году здесь открылось — к немалому удивлению местной публики — заведение под названием Fika Swedish Kitchen.

Говорит его соучредитель Диана Чирилас: «Сначала мы обслуживали в основном шведских экспатов. Иногда и австралийцы заглядывали полюбопытствовать, с вопросом: «Шведское — это вообще о чем?» Некоторые посетители, принимая нас за швейцарцев, заходили за шоколадом…»

Меняя вкусы и представления

Однако отношение постепенно меняется, отмечает Диана.

«Всё скандинавское нынче в моде — кинофильмы и телесериалы, дизайнерские магазины… И люди стали проявлять больше интереса».

Шведское кафе Bygga Bo в пригороде Лондона, Волтхэмстоу, выстроило вокруг фики новую культуру досуга.

«Bygga Bo» по-шведски значит «строить гнездо», а у меня фика ассоциируется с домашним уютом и релаксом,» — говорит Малин Хэмилтон, открывшая заведение вместе со своим мужем, Джеймсом, в 2013 году.

«Мы начали этот бизнес с того, что в своем собственном доме устроили что-то вроде забегаловки с кофе и пирогами. Это имело успех, и тогда мы решили сделать это своим основным занятием. Сейчас у нас имеется магазин шведских товаров, где мы продаем всего понемножку, включая керамику, свечи, одежду… Чтобы у людей была возможность, когда им захочется, почувствовать себя частью культуры «фика».

Муж Малин Хэмилтон, Джеймс, отмечает, что в ожиданиях покупателей произошли существенные изменения и теперь всё больше людей переходит с ширпотреба на уникальные, мастерски сработанные вещи.

«Фика с такой ментальностью совпадает. Мы сами печем все наши пироги, и все аксессуары, которые мы продаем, ручной работы. А люди такую работу ценят. Они понимают, что делается она с душой».

Фика: как было раньше

По традиции фика должна включать в себя семь пирогов домашнего приготовления. Но не чересчур ли это в условиях современного корпоративного существования, при котором приходится питаться на ходу и наспех?

«В старину надлежало отведать кусочек от семи разных пирогов, и среди тех, кто их испек, возникало своеобразное соревнование, в результате которого определялся лучший [кондитер], — объясняет Йоханссон. — Теперь масштаб уж не тот, но некоторые приверженцы традиции продолжают ей следовать. Всё зависит от того, насколько вы амбициозны».

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Capital.

http://www.bbc.com/russian/business/2016/01/160115_vert_cap_swedes_fika_tradition