[:ru]
Футурологи полагают, что в ближайшем будущем «растворится» грань между так называемым гуманитарным и естественнонаучным/техническим мышлением, так как то, что поколение родителей нынешних студентов и школьников называли вчера «технологиями будущего», для сегодняшней молодежи стало реальностью, «технологиями настоящего».
В условиях глобальной информатизации общества вырастает «цифровое поколение» Z, свободно использующее лэптопы, планшеты, смартфоны, игровые приставки и другие гаджеты. Сегодня практически не найти молодых людей, не «переболевших» виртуальными компьютерными играми или не умеющих собрать из комплектующих системный блок. Все это вкупе с Интернетом и информационными технологиями в целом формирует у современного «Homo informaticus» дивергентное нестандартное мышление, характеризующееся способностью оперативно выдвигать множество креативных и правильных идей при решении отдельных проблем.
Поэтому не удивительно, что студенты 2 курса исторического факультета КазНУ им. аль-Фараби без затруднений осваивают учебный курс «Smart-технологии и Интернет вещей» по системе обучения Cisco Networking Academy.Они показывают способность решать задачи создания локальных и корпоративных сетей и их пингования; отличать роутер от свича, знать какой тип кабеля нужен для создания «умного дома», как подключать те или иные устройств в сети, различать протоколы и т.д. Более того, знания о Всеобъемлющем Интернете и навыки работы с IоТ (Интернетом вещей), востребованные во всем мире уже сейчас, дают новые возможности нашим выпускникам-историкам для получения более престижной и высокооплачиваемой работы.
«Классические» историки могут задать вполне закономерный вопрос: зачем выпускнику исторического факультета эти навыки, всякие сети передачи информации, эмуляторы/симуляторы, хабы и прочая «ересь»? Ведь историю Казахстана нужно писать в тиши кабинета благословенным «пером» (читай — на компьютере, используемом как пишущая машинка). Но история — это не только древние фолианты и артефакты, новые исторические знания, полученные профессорами в ходе кропотливой аналитической работы с историческими источниками. Функция исторической науки также заключается и в пропаганде этих знаний, воспитании поколения, не забывающего историко-культурного наследия предков, своей отечественной истории.
Но игра воображения школьников и студентов, рядового обывателя в полной мере не разыграется в двухмерной статичной плоскости учебника или монографии, даже с самыми красивыми картинками, фотографиями и картами. Без знания смарт-технологий современный выпускник исторического факультета не сможет говорить на одном языке с айтишником, который будет «писать» приложения для смарт-музеев и смарт-архивов, смарт-библиотек древных рукописей, смарт-образовательных гипермедийных учебников и учебных пособий и т.д.
Смарт-университет, которым через пару-тройку лет станет наш КазНУ им. аль-Фараби, может и должен готовить креативные и профессиональные кадры гуманитариев, обладающих практическими навыками коммуницирования в сетях, отбора нужного контента во всемирной паутине, создания аналитических и источниковых баз данных, реконструирования по историческим источникам 3D-моделей, разрушенных от времени или войн памятников древности, интерактивных карт, созданных при помощи ГИС-технологий и т.д. Поэтому внедряемая на всех факультетах университета новая образовательная среда формирует основы казахстанского SMART -общества, в котором будут творить наши выпускники.
Жакишева С.А. — доктор исторических наук, профессор кафедры всемирной истории, историографии и источниковедения КазНУ им. аль-Фараби
[:]