АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Рецензия на фильм «Отвращение» Романа Поланского. Классика навек!

Катрин Денёв по праву считается одной из самых красивых женщин кинематографа. Глядя на её милую героиню ты невольно задаёшься вопросом: «Как это фильм, в котором она играет может называться «Отвращением»?». И всё же этот тот случай, когда название как нельзя лучше подходит к картине.

 

Фотография. Брюссель. Дата не известна. Три женщины, среди которых явно угадываются мать, бабушка, старшая сестра, а также дедушка и другой мужчина, глава семейства с верным псом в ногах, сидят в раскладных креслах на фоне слегка потертого дома. Идиллия? Как бы не так. Где-то между ними, стоит девочка с длинными белыми волосами. Наверное, ей лет десять-двенадцать. Я с трудом определяю возраст. Ее взгляд. Страшный взгляд. Она смотрит на мужчину. Что это? Боль, страх, отвращение? Не знаю.

Но у меня мурашки по коже от этого взгляда и холод внутри. Эта фотография всплывает в череде кадров, описывающих квартиру, в которой живут две сестры, Кэрол и Элен, на семнадцатой минуте. Камера ненадолго останавливается именно на ней, чтобы мы успели разглядеть, нет, не лица, лишь фигуры — тени прошлого. И исчезает. Но я знаю, что это не просто так. Что весь кошмар «Отвращения» приведет меня под конец снова к ней. Только вот уже камера, не спящий глаз «подглядывающего Тома» заглянет глубже. И я ужаснусь.

С гениальнейшим «Отвращением» я познакомилась давно. Несколько лет назад. И это был удар. Один из тех запрещенных ударов, которые лишают слов, вообще каких-либо выражений. Фильм заканчивается. Я встаю. Заполненная этим фильмом выше головы, иду, сама не знаю куда, и вообще не знаю, что происходит вокруг. И что со мной. Так нельзя. Подобные моменты прекрасны. Их не повторить. Но они, как наркотик иссушает тело, съедают мою душу. После начнется голод. Вечная жажда, с которой невозможно бороться. Я знаю, что после — будет плохо, меня опустошили и вывернули наизнанку. И если картина дарит вам подобные ощущения, разве она не гениальна?

Иногда очень хочется одиночества и тишины. Теплый уют квартиры, любимые стены — единственное место, где каждая пылинка кажется родной. Можно сидеть и смотреть на стены целыми сутками, перебирая моменты из прошлого, фантазируя о будущем. Или же без мыслей просто глядеть как на твои воспоминания накладываются новые слои свежей пыли.

И как же невыносимо когда такие моменты кто-то прерывает. Люди, которые постоянно что-то от тебя хотят, с их низменными желаниями, их пустыми,глупыми разговорами, их настырными попытками вломиться в твою жизнь и нарушить личное пространство.

Главная героиня так же не хочет никого впускать в свой маленький мир, где есть место только для нее, ее сестры и квартиры, где она может укрыться от всех этих людишек. Она  испытывает огромный страх перед  темнотой, в которой, кажется, кто-то постоянно разгуливает. Ее часто одолевают мечты и мысли, и она, не сумев справиться с их наплывом, отстраняется от реальности.

Она так любит постоянство и свой мирок, что не может выдержать момента, когда он постепенно начинает разрушаться. Сначала уезжает сестра. К тому же до этого в доме появляется сожитель сестры, что и дает первые трещины в жилище.

Трещины — это и есть раскол и медленное уничтожение всего, что она любила. То, что раньше защищало героиню от внешнего мира рушится и не справляется со своими обязанностями. Более того, само жилище, оплот безопасности и уюта, становится орудием пыток для нее, ведь теперь даже стены таят в себе нечто устрашающее. Но даже не смотря на это, она отчаянно пытается защитить свое пространство от посягательств.

Девушка Кэрол не может принять себя в этом мире, старается вытеснить, как мы видим, в первую очередь, сторону реальности называющуюся «мужской», мужской сексуальностью, активно пробивающуюся в её личное пространство, в её квартиру.

Устои реальности, символические проявляющиеся в образе стен, разрастаются трещинами, и из обоих запретных миров из «вне», как из подсознания, так и с улицы влезают объекты её страхов, мужские похотливые руки, желания, звонки, запросы, отвратительные запахи, настоящие ли они, или нет, представляют критическую угрозу, и потому вступают в конфликт уровня природного выживания, «либо я, либо они».


«Отвращение» лучше всего смотреть поздно вечером или ночью. В одиночестве. Полном. При выключенном свете и зашторенных окнах. Ничто не отвлечет вас от леденящего душу кошмара. И тогда вы услышите. Звуки одиночества. Капающая из крана вода. Треск половиц. Шорохи и скрипы. Вы будете такими же одинокими и беззащитными, как и Кэрол. Вы поймете, насколько отвратительно одиночество. Это раковая опухоль съест медленно и с удовольствием то, что внутри вас. Одиночество — это никому невидимые трещины.

 

На первый взгляд, Кэрол, застенчивая и молчаливая работница салона красоты, кажется милой, трогательной, наивной. Беззащитный цветок, который хочется укрыть в своих объятиях от грязи, пошлости и прозы окружающего мира. Сотрудницы говорят о Кэрол, что выглядит она влюбленной, мечтающей. Родная сестра называет чувствительной и впечатлительной. Говорят, что слова — обман. Глаза не врут. Но посмотрите в глаза Кэрол. Что увидите в них вы? Не обманетесь? Уверены? Это ужас!

Вместе с камерой я дышу в спину Кэрол, идущей неспешно по улицам города. Я увижу ее страхи. Ее отвращение к мужчинам. В пустой квартире. Но мне не узнать, что творится в ее голове. Возможно, Полански намекнет на некую семейную тайну. Возможно, и это отвратительно. Но что я знаю точно, Кэрол нуждается в помощи. И такая самодовольная улыбка играет на лице бойфренда Элен, вроде: «Я был прав», от которой тепло, но и отвратительно вдвойне.