Однозначно, смотреть! После долгого перерыва Алехандро Аменабар снял тонкий и увлекательный рассказ об архитектонике массовых психозов, деструктивной роли церкви и хрупкости человеческой психики,поддающейся всевозможным манипуляциям. Триллер, по градусу напряжения не уступающий ключевой работе маэстро — «Другие». Ну, или почти не уступающий.
Конечно, сравнивать «Затмение» с «Другими» было бы некорректно. «Другие» — мистическое полотно, где фантазия автора не ограничена никакими условностями. «Затмение» — чисто психологическая драма, основанная на реальных событиях. Кто-то справедливо сетует, что в отличие от «Других» загадку «Затмения» вдумчивый зритель может разгадать за 30 минут до финальных титров. Завидую вдумчивому зрителю — я разгадал её много раньше.
Такая уж у меня привычка — приступая к просмотру фильма, я мысленно прощупываю все возможные варианты развития сюжета, и ещё не было случая, чтобы какой-то из них не сработал. Но значит ли это, что я не получаю удовольствия от просмотра? Отнюдь. По-настоящему хорошие ленты от этого ничуть не теряют.
Можно просто восхищаться лихо закрученным действием и неожиданной развязкой, а можно — приблизительно зная сюжетный алгоритм — наслаждаться изяществом композиции, наблюдая за тем, сколь виртуозно использует автор свой художественный инструментарий. Ребус «Затмения» более прост, чем ребус «Других», но режиссёрская работа едва ли уступает в качестве.
Кстати, как и работа актёрская. В который раз тихо радуюсь за Эмму Уотсон, на глазах преображающуюся из нескладного киношного подростка из Гарри Поттера в серьёзную драматическую актрису и личность. .
Впрочем, картина Аменабара ценна не только своими загадками. В конце концов, истории, подобные той, что рассказана в ней, не раз становились достоянием общественности, так что паттерн более менее очевиден. Важно то, что автор убедительно иллюстрирует, каких чудовищ может рождать религиозное сознание, когда засыпает разум, и насколько всё же несовершенен,уязвим человек, как легко его заставить поверить в любую алогичную дичь.
Фильм особенно актуален в наше время, когда нагнетая градус общественной истерии, сильные мира без труда манипулируют народными массами, вкладывая им в головы какие угодно фантазмы, от распятых славянских мальчиков до изнасилованных берлинских девочек. Пройдёт время, туман рассеется, люди очнутся от морока, и им не останется ничего иного, как повторять за героями фильма Аменабара: «Вот это и есть самое страшное — мы поверили…»
http://www.kinopoisk.ru/film/807650/