АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]«Ритмы казахской степи» «звучат» в Венеции[:]

[:ru]

11 мая в Палаццо Дона Дель Розе (Palazzo Dona Delle Rose) в Венеции торжественно открылась выставка «Ритмы казахской степи» Государственного музея искусств имени А. Кастеева (Алматы, Казахстан). Выставка организована в рамках Государственной программы «Рухани жаңғыру» и проходит во время знаменитой Венецианской биеннале, когда Венецию посещают многочисленные кураторы и любители искусства, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на руководителя пресс-службы музея Клару Исабаеву.

Палаццо Дона Дель Розе (Palazzo Dona Delle Rose) — историческое и символическое место в сердце Венеции, дворец, основанный дипломатом (послом в Константинополе), губернатором, прокурором и 90-м венецианским дожем Леонардо Дона в 1610 году. С того времени родовым палаццо владеет все та же семья, художественный фонд которой уже многие годы проводит выставки Венецианской биеннале.

Экспозиция «Ритмы казахской степи» из фондов Музея имени А. Кастеева представляет 20 графических произведений выдающихся казахстанских художников второй половины ХХ века: Евгения Сидоркина, Салихитдина Айтбаева, Альберта Гурьева, Исатая Исабаева, Кадырбека Каметова, Макума Кисамединова и Бориса Пака. С 60-х годов ХХ века в графике Казахстана активизируются расширение жанров, техник, дальнейшая разработка художественных приемов при работе в материале и поиски новых, ранее неиспользованных средств выразительности.

Пластический язык литографий-шедевров классика казахстанской графики Евгения Сидоркина «Кокпар», «Кыз-куу» и «Байга» из серии «Казахские национальные игры» (1963) передает элементы, образную стилистику сакского звериного стиля, к которой художник обратился одним их первых. Это плавные линии, ритмика, организация пространства, великолепные композиционные решения, отражающие бурлящую номадическую субстанцию, молниеносную динамику, соревновательный азарт, накал борьбы.

В литографии «Колыбельная» — одном из самых проникновенных произведений Сидоркина из серии «Читая Сакена Сейфуллина» (1964) — фигура матери и ребенка образуют некую овальную форму, похожую на рисунок от руки. Нечеткие линии, напоминающие пастельную графику, особая пластика придают ей объемность и мягкость. Здесь каждая линия и каждый жест имеют особый смысл. Это умиротворение в прикрытых глазах матери, гармония склонившейся женщины, нежная улыбка и бережно обнявшие дитя руки. В этой работе та же бесконечная нежность и любовь матери, как у мадонн Леонардо и Рафаэля.

В «Рождении батыра» из серии к эпосу «Алпамыс-батыр» (1976) с редкой поэтической силой воссоздается свободный дух эпических сказаний, прославляющих бесстрашных батыров.

Тема героического казахского эпоса представлена и в офортах Альберта Гурьева «Стрела батыра» из серии «Песни казахских воинов-жырау» (1970), Исатая Исабаева «Поединок» из серии «Казахский эпос» (1987) и других. Офорты и акватинты Салихитдина Айтбаева «Айтыс» и «Табунщик» из серии «Песни казахов» (1980-1981) ярко отражают самобытный и уникальный мир казахского народа. Образу лидера освободительного движения Махамбета, соединяющего духовную энергию и физическую мощь, посвящена линогравюра Макума Кисамединова «Махамбет». Линогравюры Бориса Пака «Счастье» и «Эхо» передают передают красоту человеческого счастья и родной земли.

«Государственный музей искусств имени А. Кастеева уже не впервые представляет разделы своей уникальной коллекции зарубежным зрителям крупнейших культурных центров мира, открывая уникальное изобразительное искусство Казахстана», — отметила директор музея, профессор Гульмира Шалабаева.

 

https://forbes.kz/news/2019/05/13/newsid_199059

[:]