[:ru]
До недавних времен София Коппола клялась, что не будет снимать ремейки. Все изменилось несколько лет назад, когда ее художник-постановщик Анна Росс показала ей «Роковое искушение» с Клинтом Иствудом. Режиссер посчитала, что фильм достаточно зрел для того, чтобы снять ремейк. Несколько южных красавиц отсиживаются в школе для девочек во время Гражданской войны. Внезапно изоляцию юных женщин и директрисы нарушает раненый солдат Союзной армии. Примерно полвека назад капрал Джон МакБерни (которого играл Иствуд) вел себя так, будто бы приехал в бордель, пытаясь воплотить в жизнь свои фантазии о шведской семье. В это же время борьба за него привела многих женщин к безумию. Что неудивительно, Коппола интерпретировала исходный материал — книгу Томаса Куллинана 1966 года — в чуть менее истерической манере.
«Это была точка зрения брутального парня, — рассказывает она RS по телефону в июне. — Мне нравится этот фильм таким, какой он есть. Но женщины — сумасшедшие, что совершенно непонятно по тем персонажам. Моя основная идея — представить, каково этим женщинам, получившим воспитание леди и вынужденным выживать в такие тяжелые времена.
Коппола собрала мощную команду, чтобы отстоять свою точку зрения: Николь Кидман, Эль Фаннинг и свою давнюю музу Кирстен Данст. Они объединились против МакБерни, которого сыграл Колин Фаррелл. «еще перед тем, как написать сценарий, она поговорила со мной о фильме, — говорит Данст, снявшаяся в двух из пяти предыдущих кинокартин Копполы, «Девственницы-самоубийцы» и «Мария Антуанетта». — Существует не так много хорошего и красивого кино о женщинах. Вы можете увидеть Роберта Де Ниро, который раздумывает о чем-то в такси, но вы не видите, чтобы женщины в фильмах много размышляли. А ведь это совсем другая история».
События в обоих фильмах начинаются в 1864 году в Вирджинии (фактически — в Луизиане) с одинакового изображения дуба, покрытого мхом. Шерман (генерал северной армии) приближается к Атланте, и даже когда пушечный дым достигает заброшенных плантаций, кровопролитие и любые обсуждения рабства остаются где-то вдали. На семинаре мисс Марта Фарнсворт (Кидман в роли, созданной Джеральдиной Пейдж) все еще учит девушек тому, что, как она говорит, приведет их к «спокойной и счастливой жизни». Мисс Эдвина (Данст) послушно старается на уроках французского склонения и правильных техниках шитья.
В эту южно-готическую идиллию врывается солдат-ирландский наемник, которого играет Фаррелл. Подход Копполы к раскрытию сюжета тонок с самого начала: МакБерни не понимает, что только проявление мужества может спасти его от кавалерии Конфедерации. Он хитрый, даже угодливый. «Я благодарен быть вашим заключенным», — говорит он, когда леди превращают свою музыкальную комнату в лазарет. Но вскоре МакБерни начинает продумывать план соблазнения. Мисс Марта уходит от его комплиментов. Однако одинокая Эдвина — легкая добыча, и нетипично тихая Данст предстает в особом настроении грусти и неуверенности, чем охотно пользуется МакБерни.
«Кто-то отметил, что ни разу не видел мои ямочки на щеках в этом фильме», — говорит Данст. «Мне кажется, Эдвина была такой скромной и спокойной, что я никогда не улыбалась достаточно широко в этой роли».
«В оригинальной версии фильма вы знаете, что он плохой парень», объясняет Коппола. «Здесь есть воспоминания и озвучка. В этой версии я хотела, чтобы вы увидели случившееся с женской точки зрения. Вы даже не знаете, можете ли доверять ему», — смеется она. «Одна из моих подруг увидела начальный монтаж, и когда он соблазнял Кирстен, она сказала: «Я бы встречалась с этим парнем!»».
Та рутина, которую нарушает МакБерни, — удушающая для девушек. Чтобы подготовиться, Коппола готовила и ела вместе с актрисами. Реконструктор Гражданской войны показал, как подкалывать волосы, и священник объяснил много молитв, которые Кидман читает из книги Матфея. Коппола также раздала актрисам книгу довоенного этикета. «Я думаю, она называлась «Как быть хорошей южной леди», — сказала Фаннинг, которая играла Алисию, самую старшую из учениц. «Многое в ней было о том, как угодить мужчине. Когда он приходит домой, все должно меняться».
София Коппола и ее актрисы на съемках «Рокового искушения».
Выращенные для раболепия женщины практически свободны к тому моменту, когда они сталкиваются с посторонним человеком. Это обстоятельство Коппола очень хотела исследовать. «Их всех учили тому, как быть сдержанными и привлекательными для мужчин, и теперь им приходится искать самих себя», — говорит она. Режиссер уже давно обращается к явно женским темам: с фильмами «Элитное общество» и «Трудности перевода» она стала чем-то вроде покровительницы молодых белых женщин. «Роковое искушение» фактически повторяет структуру дебюта Копполы 1999 года, фильма «Девственницы-самоубийцы». Это адаптация книги Джефри Евгенидиса о пяти сестрах из Мичигана, запертых дома строгими родителями. В обоих фильмах даже есть обеденная сцена, в которой мужское присутствие повергает сексуально сдержанных девушек в смешливое и мечтательное состояние. «Я никогда не думала, что еще раз обращусь к этой эстетике, но этот фильм требовал ее, она являлась его логическим продолжением, — говорит Коппола. — Я недавно получила письмо от Джеффа, который сказал: «Я слышал, ты работаешь над «Роковым искушением», я всегда любил этот фильм».
МакБерни удается заполучить внимание каждой — это проявляется в подтексте дискуссии девушек о том, кто возьмет себе вкусный яблочный пирог, который он любит есть на ужин. Но Коппола посвящает аудиторию в тайные женские желания. Непоколебимая мисс Марта соизмеряет свои чувства с христианским долгом и состраданием, в то время как Эми (Оона Лоуренс), находясь в возрасте полового созревания, представляет своего гораздо более взрослого возлюбленного «учеником природы», у которого она может научиться. «Это хрупкий баланс, — говорит Данст, отмечая, что иствудский МакБерни поцеловал маленькую девочку, что заняло всего лишь несколько минут от фильма. — В оригинальной версии фильма в этом были замешаны развратные чувства».
Лишь Алисия (роль Эль Фаннинг), чьи подростковые гормоны с самого начала расходятся с благовоспитанной окружающей средой, действует из чистых побуждений. «София сказала, что была очень хотела сделать из меня «плохую девочку»», — отзывается Фаннинг, которая в 11 лет успешно сыграла в фильме Копполы «Где-то». Она отметила, что динамика на съемочной площадке в перспективе повторяла изменения в сценарии: Фаррелл без рубашки выполнял работу своего персонажа в саду и шутливо позировал, будто бы для календаря с красотками. «Он был объектом и действительно, действительно хорошо держался», — сказала она, добавив, что во время тех обеденных сцен Кидман пыталась заставить его смеяться, припоминая «поливку сада» или намекая на это. (По словам Данст, Фаррелл принимал это с энтузиазмом: «Он любит женщин, он вырос среди сестер. Колин говорит, что это его любимый фильм, в котором он участвовал».)
Для молодой актрисы, которой только исполнилось 19 (Фаннинг), фильм запомнился тем, что она впервые работала без сопровождающего. И она, и Данст описали состояние на съемочной площадке, как очень «безопасное». Они даже проиллюстрировали подходящие эпохе зачатки сексуального раскрепощения, показывая лодыжки под корсетными платьями. «Колин определенно был самым раздетым на площадке, и я думаю, что София осознавала это, — говорит Фаннинг. — Она не собиралась слишком сексуализировать женщин, так, как это было в оригинальной версии».
Фактически Коппола не использовала сцен с обнаженной натурой. Исключая ту сцену, в которой Алисию и МакБерни застают вместе в кровати. «[В оригинале] была сцена Клинта и девушки, оголенной сзади, и это было так смешно, что мы подумали сделать что-то в этом духе, — говорит она. — Но, когда пришло время это делать, я просто не хотела снимать задницу Эль». Данст также поддерживала Копполу из-за определенных личных мотивов. «Так много чувств испытывает Эдвина, — говорит она. — Мы хотели включить интимные сцены, но без поцелуев, чтобы сделать их более животными».
Следует заметить, что ни один фильм не связан с периодом земельной и расовой политики. В версии Дона Сигела (обычно этот фильм фигурирует как «Обманутый») блюз-певица Мэй Мерсер играет домашнюю рабыню. Персонаж оказывается на втором плане: ее мотивы и, казалось бы, несложная роль остаются неизученными. В интерпретации Копполы она отсутствует вообще; как и поля битв, печальные реалии рабства не показаны. «Я не хотела вести себя неуважительно, лишь слегка касаясь такого важного вопроса, — признается Коппола. — Я отношусь к янки, но я хотела показать историю глазами женщин, а не через призму политики. Уважать и сочувствовать тому, как они были воспитаны и во что верили. По совпадению, фильм был частично снят на той же плантации Луизианы, которую Бейонсе использовала для работы над видеоиллюстрациями своего диска «Lemonade».
Великие «луки»: оденьтесь как София Коппола
Самым большим вызовом для режиссера были тревожное настроение в фильме и жестокость ключевого момента сюжета. [Далее спойлеры.] В частности, когда МакБерни страдает после Эдвины, потрясенный своей неосмотрительностью, он падает вниз с лестницы. Снимая на 35-миллиметровую пленку, оператор Филипп Ле Сурд прекрасно играет со светом и тенью канделябра, но окровавленные и реалистичные кадры сломанной ноги — это определенно слишком для режиссера. «Я встречалась со специалистом по спецэффектам, — вспоминает она, — и он сказал: «Откуда вы хотите, чтобы торчала кость? Насколько большую хотите рану?». Я сказала: «Вы просто сделайте это. Сделайте свое дело, потому что это совершенно не мое дело». Коппола упрекает себя в том, что у нее недостаточно крепкие нервы. «Я выросла на съемочной площадке «Апокалипсис сегодня», — говорит она, ссылаясь на фильм своего отца Фрэнсиса Форда Копполы 1979 года. — Там было много ведер с кровью, искусственных мертвых тел, и мы с моими братьями играли с ними, делали разные шалости».
Будет ли эта история в конечном счете расцениваться как расширяющая возможности, и кому эти возможности даны, решать зрителям. «Я думаю, что фильм феминистский, потому что режиссер — женщина… и не так часто можно увидеть так много женщин, работающих вместе над фильмом», — говорит Данст, которая тяготеет к работе в киногруппах, управляемых женщинами (посмотрите «Маленькие женщины» и «Холостячки»). В прошлом месяце в Каннах Коппола получила награду лучшего режиссера, став лишь второй женщиной, сделавшей это. На пресс-конференции иностранный журналист спросил присутствующих актеров, не в том ли мораль истории, что в сугубо женских обществах по природе своей всегда присутствует что-то «нездоровое». Кидман холодно ответила: «Я думаю, мы отлично ладили без него». Данст засмеялась от этого: «Это именно то, что сказала бы Мисс Марта».
«Роковое искушение»
Фильм в русском прокате 27-го июля.
[:]